Водка или смерть. Россия устроила себе гастрономический апокалипсис
Пока айфоновая Россия шутила про камамбер в Фейсбуке, дальновидные граждане смели с полок гастрономов все, что хоть немного напоминало заграничное.
Даже Соловьев взял барьер и отхлестал журналистку в прямом эфире Вести ФМ – мол, все эти деликатесные запреты - бред собачий и страшный вред для страны. Не знаю, какие там мотивы у Соловьева (то ли его парит, что испить французского вина теперь будет проблема, то ли это такой маневр – давайте возмущаться гастрономическим геноцидом, чтобы отвлечь внимание от беспредела на Востоке Украины), но даже ему очевидно: такие санкции похоронят Россию.
По всем признакам гастрономический запрет – это такая пацанская ответка на западные санкции. Глупая и беспощадная ответка. И якобы благотворное влияние запрета на сельское хозяйство России - это уже отработка кремлевскими пиарщиками информповода - надо же это ужас как-то поприличнее прикрыть. Никто и не думает ни о каком возрождении чего бы то ни было в России. И тому несколько причин:
1. Возрождать в принципе нечего. Кроме нефти и газа, Россия сама ничего не производит. Молоко и сыр из Украины и Беларуси покупают не потому, что оно дешевле российского - просто российского мало, а то что есть... Спросите в общем у самих россиян.
2. Чтобы действительно возродить что-то в России, нужно быть либо святым камикадзе, блаженным мучеником, готовым положить жизнь на правое дело. Либо безумным тираном, который готов брить бороды, вешать казнокрадов. Нанимать иностранных менеджеров, перенимать опыт и технологии. Кровью и потом поднимать страну из руин. Путин – не Петр I, не обольщайтесь.
3. Возрождение не длится один год. За это время можно успеть в лучшем случае что-то посадить. Или кого-то. А учитывая длину производственных циклов, например, в аграрном секторе, за год можно только успеть что-то в землю закопать – читай, похоронить.
4. Заменить зарубежные товары России нечем. Нефть, газ, водка, икра. Все что кроме - все равно полезные ископаемые или природные ресурсы, как ни крути. Россия все еще торгует исключительно сырьем.
5. Сам по себе запрет не стимулирует развитиепроизводства. Он стимулирует рост цен, создание и укрепление монополий, спекуляцию. Возникновение черного рынка. Но уж никак не производство. Потому что производство стимулирует только конкуренция. Точка.
Скажете, я придираюсь? У меня предвзятое отношение? Ок. Вот вам вопрос: может лит Россия стать крутой аграрной державой? Ответ: конечно, и шансы у нее не меньше, чем у Украины. А с учетом бескрайнего пока ресурса в виде нефтяного баблоса – может и больше. Что для этого нужно было бы сделать? Вот что:
1. Искоренить коррупцию. Посадить, расстрелять и повесить всех чиновников, которые виновны в воровстве. Заменить их иностранцами. Заставит всех чиновников реально делать то, что эти иностранцы говорят. Не нравится – на каторгу. Продажных судей – расстрелять.
2. Составить реалистичный план развития. Это не полный запрет на год, а реальный план, который учитывает ресурсы, инвестиции, мировую и внутреннюю номенклатуру.
3. Стать понятными для инвесторов и дать им гарантии. Надо быть дебилом, чтобы сделать инвестиции в сельское хозяйство России на период 12 месяцев эмбарго. Минимальный срок – 5 лет. Частичный запрет – еще 5 лет. При этом освобождение инвестиций от налогов. И жесткая неподкупная фискальная полиция (да, звучит фантастично, типа как "наймите судью Дреда"; но мы же сейчас говорим об идеальной картинке).
Как видим, выполнить эти условия просто нереально. Причем не только в России, но и в Украине, к сожалению. Правда, в отличие от северного соседа, нам хватает ума не закрывать границы для иностранных товаров.
Украина может воспользоваться грядущим гастрономическим апокалипсисом и переманить к себе здравомыслящих россиян. Например, пригласить фейсбучную Россию на ПМЖ – дать им вид на жительство, предложить работу. Пусть их IT-аутсорсеры работают у нас, не все ли равно, откуда работать программерам? Пусть платят нам за жилье и провиант, за интернет и связь.
А от всех остальных лучше оградится забором покрепче. А то их навязчивая братская любовь оборачивается смертью юных украинских солдат 95-го года рождения.
Нет уж, пусть Великая Россия справляется со своим Великим Безумием самостоятельно.
Сама-сама-сама.
(все иллюстрации - Вася Ложкин)