В эфире НТВ – Саша Белый, Ярош и Аваков, которого неизвестный на камеру открыто обвиняет в растлении. Выглядит этот адский треш довольно убедительно – картинка, подача, тревожный голос из "России криминальной". Если не жить в Украине, то легко поверить, что к власти пришли фашисты, и бандеровцы едят русскоязычных детей прямо в центре Киева. Тем более общественный запрос в РФ на такую информацию уже сформирован – многие россияне считают (пусть и не всегда открыто говорят об этом) украинцев нахлебниками – моли и газ мы воруем, и ничего своего не производим, как нация не состоялись, только сидим у России на шее и занимаем исконно русскую землю. То есть желание верить в этот адский треш есть.

И есть конкретный госзаказ. Информационная война стоит дорого, и Россия щедро удобряет медиа-фронт нефтерублями. Что же касается кадров – таковых в РФ тоже хоть отбавляй: за годы правления Путина сформировалась прослойка активных подпевал и медийщиков с жесткой внутренней цензурой. "Ведомости" не в счет – это издание всегда было островком свободы слова, пусть и одиноким. Конечно, в России есть еще целый ряд СМИ, которые не прогибаются под Кремль. Есть Лента.ру, есть Эхо Москвы, есть Сити ФМ, которые звонили нам в разгар вооруженного разгона и просили дать объективную сводку с полей. Но для бескрайней России это - капля в море.

А между тем, хотим мы того или нет, Россия остается нашим самым близким соседом. Мы не можем просто взять и поменять ее, например, на Норвегию или Канаду. А значит надо учиться сосуществовать. Не становиться в позу и громко хлопать дверью, а разговаривать, убеждать, договариваться и, конечно, же, отстаивать свои интересы и пропагандировать – по всем правилам информационной войны. Поскольку неизменно не только наше с Россией географическое соседство, но и соперничество, иногда перерастающее в открытую борьбу. Уж слишком мы отличаемся друг от друга, несмотря на язык и общие корни. Отличие это в том, какой путь мы прошли с момента распада СССР: если Украина с переменным успехом пыталась построить демократию, то Россия сделала большой крюк и вернулась к авторитаризму советского образца.

Это видно в инструментах пропаганды. Она довольно грубая, открытая, но оттого не менее эффективная. С первых дней Евромайдана Кремль настойчиво гнул одну и ту же линию: вам нечего делать в ЕС, ваша судьба – Таможенные союз и глубокая интеграция с Россией. Перспектива – губерния в составе РФ. И пока Украина была занята внутренним врагом – коррупционным кланом, захватившим власть в стране – Россия методично доносила до всего мира свои месиджи: решать проблему силой нельзя, Украина стала на скользкий путь, впереди только разруха и беззаконие. При этом шла активная поддержка Януковича – ему давали денег, ему звонили и подбадривали. Но Янукович свел старания Кремля на нет – именно неповоротливость и упрямство экс-президента стали причиной провала первого этапа информационной войны и победы Евромайдана. 

Но машина пропаганды работает на полную, Россия быстро перегруппировалась и стала транслировать сообщения о мародерстве, разгуле преступности и массовом бегстве украинцев из страны. Новая власть нелегитимна, она не может навести порядок в Украине, она не способна объединить страну и делает жизнь граждан опасной и непредсказуемой. Вот это месиджи транслируются по всем доступным каналам: на ТВ, по радио, в печати.

Если проводить аналогии, Россия устраивает своим телезрителям (а среди них немало украинцев, ведь российское ТВ есть практически в каждом украинском доме) полноценное шоу, на которое не жалеет никаких денег - с захватывающим сценарием, великолепной актерской игрой, со светом, музыкой и спецэффектами. Украина же в этой ситуации робко влезает на стульчик и читает стихи с выражением. Мило конечно, но шансов достучаться до ЦА – почти никаких. 

Да, мы все активно пишем в Фейсбуке, но спросите сами себя: кто в России читает, например, мои посты? Сколько этих людей? Я смогу их убедить? А подвигнуть рассказать об этом соседям, знакомым? Украине нужно, наконец, принять бой в информационной войне. Нужна грамотная пропаганда, нужны четкие и понятные месиджи – как для украинцев, так и для Россиян, нужна картинка, нужны ТВ-программы. Нужно привлекать лидеров мнений, нужно самим выходить на ведущие мировые информационные площадки. Нужно писать на Bloomberg, Financial Times и New York Times. Для европейской публики может быть достаточно и репортажей с Майдана, чтобы стать на сторону Украины. Но мне кажется, что это все же больше заслуга западных СМИ, которые, по сути, делают сейчас за Украину ее домашнюю работу.

Сегодня Украина для внешнего мира – это и.о. президента и техническое правительство. И именно от них зависит успех страны в информационной войне. А что транслируют наши наемные политические менеджеры? Для них важнее сейчас урезать социальные расходы – ведь это, безусловно, очень поможет сплотить страну. Или принять закон о языках – ну и что, что это раздразнит Восток и Крым, зато мы самоутвердимся как нация. 

Что в итоге слышит украинский потребитель? Урезать, сократить, отменить. Заставить, заплатить наказать. А где же стратегия прорыва? Как собираются строить новую страну? Урезая преференции ИТ-рынку и книгоиздательству?

А что при этом слышит от нас российский телезритель?

Вообще ничего.

На сайте МИД Украины - новости о встрече с послами Франции, США, Грузии, Швейцарии. А как же Россия? Или мы решили просто игнорировать грозного соседа?

А почему бы не сделать, например, пресс-тур для российских и западных СМИ в Крым, повозить журналистов по оцепленным военным частям. Отправить их на украинский военный корабль. Показать им угрюмых молчаливых людей с АК без опознавательных знаков. А потом свозить российскую делегацию во Львов и показать, что такое европейский город. А затем поехать самим в Россию, и наконец начать разговаривать. 

Сейчас Путин не признает украинскую власть, а что мы сделали для того, чтобы изменить положение? Чтобы дать, например, такую картинку: Турчинов и Медведев сидят и беседуют в Кремле. Или Яценюк дает интервью ОРТ и Россия 24. Ведь сложнее будет говорить про диких фашистов-каннибалов, когда вот он, интеллигентный человек в очках, сидит у нас, в России, и ни кому в горло не впивается. 

Формулировать месиджи, давать убедительную картинку, выходить на российскую аудиторию – это святая обязанность наемных политических менеджеров. Конечно, при условии, что этим самым наемным менеджерам действительно есть до этого дело. И они хотят успешно закончить испытательный срок.

А в Брюссель летать эконом классом – это уже не круто. Внутреннюю ЦА нужно агитировать только для того, чтобы в кресле удержаться.

А мы ведь сейчас все вместе за свою страну боремся, правда?