Очередной виток истории принес сегодня миру финансовый кризис.

Для кого-то он стал полной неожиданностью, кто-то давно предупреждал его приход. И хотя предпосылки к нему готовились международной банковской системой не одно десятилетие, взрыв, как обычно, произошел по принципу: «Не ждали».

Странно, почему не ждали именно там, откуда произрастала система надувания мыльных пузырей? Почему именно банковская система США, которая считалась одной из самых продвинутых в своем деле, дала трещину, потянувшую за собой мировой финансовый кризис?

Обратимся к истории появления и развития банковской системы.

Само слово bank (изначально переводимое как насыпь), заложенное в основу финансового учреждения, подразумевало место хранения денежных средств и ценностей. Функция кредитования, как дозволенная операция, пришла в банк не сразу. Более того, в тех же Соединенных Штатах, эта функция длительное время была монополизирована центральным банком. Именно в Соединенных Штатах, прошедших все этапы проб и ошибок, кредитная система обрастала мощной законодательной базой.

Именно там законодательно банкам была запрещена иная коммерческая деятельность, кроме хранения ценностей и денежного кредитования!

А уж денежное кредитование последовательно автоматически нарушило запрет и привело к кредитным махинациям и биржевым спекуляциям на рынке ценных бумаг.

Поясню вышесказанное, минуя специфические термины типа «стагнация», на примерах понятных и более близких по истории появления в нашем молодом государстве коммерческих банков и их деятельности.

В начале девяностых годов прошлого века несколько предприятий Киева решили создать свой банк. Побудительные причины этого понятны. Директора (вошедшие впоследствии в совет учредителей банка) вроде бы для решения проблем в период галопирующей инфляции и задержек с проведением денежных операций единым государственным Ощадбанком, решают активами своих предприятий организовать свой банк. Сказано – сделано. И возник в Киеве Лесбанк.

В течение года, под прикрытием мощи активов предприятий банк набирал денежные депозиты у легковерных граждан, выдавая огромные кредиты доверенным лицам без всяких гарантий. Отнюдь не сказочка, закончилась естественным банкротством банка и исчезновением значительных денежных средств и основных фигурантов.

Другой пример из тех же времен. Перкомбанк. Один из трех учредителей концерн «Кристалл». В сложный период концерну потребовался краткосрочный кредит для выплаты зарплаты своим работникам. Естественно, все взоры обратились к своему банку.

Вопрос к читателю. Какой процент на кредит запросил со своего, якобы, учредителя Перкомбанк, если «Кристалл» был вынужден пойти на резкое сокращение своего персонала и «замораживание» зарплаты оставшимся?

Подобная ситуация возникла с еще одним в те годы крупным киевским предприятием, (ныне исчезнувшим с карты Киева), расплатившегося за кредит акциями предприятия. А банк не задержался, и выбросил эти акции на биржу. Как говорится, сыграл на понижение.

А кто кредитовал организацию «воздушных замков» финансовых пирамид типа «МММ» и «Властилины»?

Но сделаем скидку на смутные времена. Мол, в западном мире подобные факты редки.

Отнюдь. Исторически: за появлением кредитов последовало появление залогов в виде ценных бумаг – векселей, закладных, облигаций, акций предприятий. За ценными бумагами возникли биржи со своей историей махинаций. И банки, дабы не обесценить свои активы, частично представленные ценными бумагами, автоматически становились участниками биржевых игр.

А дальше - больше. Почему бы, видя массовое акционирование предприятий банкам самим не акционироваться?

И вот тут-то основная «заковыка»!

Что акционируют промышленные предприятия при создании акционерного общества?

Основные фонды – здания, оборудование и прочее, что является рыночным товаром.

Что акционируют банки? Свои активы, большая часть из которых представлена денежной массой. То есть, к денежной массе, обеспеченной соответственной товарной массой, добавляются ценные бумаги без обеспечения. Это соразмерно включению печатного станка

Отсюда следует первый очень неутешительный для государства вывод:

Разрешив акционирование банков государство выпустило на рынок необеспеченные товаром ценные бумаги и, фактически, подорвало устойчивость своей валюты.

Что же касаемо самих банков, то они стали «разменной монетой» в биржевой игре

А там – бесконечная игра на понижение-повышение. И дивиденды – не чета каким-то там кредитным операциям.

Но, если уж банкам позволено «ценно макулатурить» свои денежные активы, то почему бы и другим не создавать финансовые структуры, акционируя свои денежные активы?

И вот уже биржи товарные, достаточно быстро уступают свои позиции биржам ценных бумаг. Ведь там идет быстрая игра по-крупному. Там тот, кто в теме, может быстро обогатиться за счет мелких игроков. Где уж этим легковерным «закланным ягнятам» разобраться в разнообразии «мыльных пузырей»?

Эта игра по сбросу на биржевой рынок ценных бумаг-фантиков шла не одно десятилетие.

Когда-то должна была прозвучать фраза: «А король-то голый!»

И это случилось.

Второй причиной кризиса стала настоящая вакханалия банков с выдачей кредитов.

Наличие свободной денежной массы, возникшей, в том числе, и за счет реализации ценных бумаг, заставляла банки «наращивать» свою деятельность в сфере кредитования.

Дабы уходить от налоговых переплат за наличие излишней прибыли.

Для привлечения клиентов в ход пошли системы, так называемых, легких залоговых кредитов.

Например, физическим лицам под залог покупаемого жилья, транспорта и т.д. И все бы хорошо, если бы не одно «но». Срок погашения и процент по кредиту.

Америка давно приучила своих граждан находиться в состоянии постоянного долга. Американским заемщикам изначально было понятно, что условия кредитования для них неподъемны. Но соблазн был чрезвычайно велик. Как и уверенность, что страна своих граждан, в случае чего, поддержит. Так «маховик» начал ускоренно раскручиваться.

Всем понятно, что любой материальный продукт (кроме антиквариата) со временем, по мере износа теряет в цене. И банки, получив массового должника, в итоге должны будут терпеть убытки, получая вместо денежного возврата реквизированный подержанный товар.

Но это – завтра. А сегодня – видимость успешной (без сверхприбыли) деятельности.

И этот «мыльный пузырь» ухода от налогов должен был когда-то лопнуть.

Что и произошло.

Следующая банковская авантюра крупных игроков мирового финансового рынка – оказание кредитной помощи либо банкам, либо державам, так называемого, третьего мира.

В том числе, из числа стран, образовавшихся после распада СССР.

И вот тут за примерами ходить далеко не нужно.

Что позитивного принесла финансовая кредитная помощь Украине за 18 лет существования?

Созидательную экономику? Социально и материально защищенное население? Развитую инфраструктуру? Увеличение числа рабочих мест? Может быть, улучшение образования, медицины? Или укрепилась обороноспособность страны?

Вот что видно невооруженным глазом, так это обилие самого престижного автотранспорта на дорогах, особняков-дворцов по всему периметру каждого мало-мальски крупного города, да разных развлекательных заведений и бизнес-центров на местах былых крупных промышленных предприятий.

И встает перед глазами сюжет известной картины великого русского художника, и просится на бумагу письмо из известной повести великого русского писателя.

«Так вот, дорогие наши инвесторы, реализовались Ваши кредиты и финансовая помощь!

И Ваш опыт бесценный не минул Украину. Мыльные пузыри надувать научились – Вам не чета. И банки акционерные, и пирамиды финансовые, и фирмы дутые.

Только формы Ваши цивилизованные у нас пока не прижились. Вроде все, что досталось из времен СССР, поделили, «откатами» (под Вашу помощь) да взятками за каждый «чих» карманы набили. Но не насытились. В очередной передел потянуло. И повеяло на Украину серединой 90-х. Попробовали рейдерские атаки. Дорого и не всегда эффективно. Пуля – дура, но, зато, какой эффект.

Очень беспокоит нас, что в период мирового финансового кризиса Вы совсем нас позабыли. А ведь ваши проблемы и по нашим карманам ударили. Но главная наша проблема – народ наш голодный. Зрелища, в виде очередных выборов, мы уж как-то своими силами. А вот хлеба мы от вас ждем. А если не дадите – Чернобыль второй…Ну, вы же помните!»

Но, судя по развитию событий, мировые финансовые структуры еще долго не ответят на подобное письмо. Со своими бы проблемами справиться.

Тем паче, что методы, ими предлагаемые – не более чем латание дыр в Тришкином кафтане. Неблагодарная это задача заниматься латанием мыльных пузырей.

Для успеха в сражении важно снарядами загрузить не склады, а пушки!

 

20.10.08