Почему украинцы реже гуглят "исследования" по теме коронавируса, чем американцы?
Недавно президент Украины Владимир Зеленский пообещал 1 млн долл. за разработку лекарства против коронавируса. Хотела бы ошибиться, но, скорее всего, победителей в этом конкурсе у нас не будет.
По оценке международных экспертов, создание подобной вакцины в мире займет около полутора лет и обойдется в 2 млрд долл. И речь идет о международном проекте, финансируемом несколькими странами.
Для сравнения, на всю науку в Украине в 2020 году выделили в пять раз меньше - около 400 млн долл. Это примерно 0,2% ВВП. В странах ЕС на эту сферу в среднем тратят на порядок больше.
Фармацевтические корпорации ведут собственные исследования. Бюджеты там исчисляются также сотнями миллионов долларов. Несколько вакцин уже испытываются.
На научную и научно-техническую деятельность в здравоохранении в Украине обещают направить в 2020 году 6 млн долл. При этом больше половины из этих средств должны поступить из спецфонда госбюджета, который, как правило, наполняется с трудностями.
Наивно рассчитывать на научный прорыв мирового значения в условиях недофинансирования исследований и разработок.
К сожалению, и украинское общество не ожидает чудес от отечественных ученых. Об этом свидетельствует хотя бы статистика поисковых запросов в сети Интернет.
В период пандемии тема исследований коронавируса активно представлена в СМИ. Количество сообщений, связанных с работой ученых над поиском вакцины, возросло с 3,5 тысячи в январе до 48 тысяч в марте. Это свидетельствует о том, что интерес к проблематике у СМИ увеличивается вместе с активностью научного сообщества.
Медиаресурсы, наряду со статистикой заболевших, информацией о карантине и мерах безопасности, не забывают писать об исследованиях и разработках в контексте борьбы с пандемией. Это примерно 5-8% всех публикаций о COVID-19 в украинском медиаполе.
Но анализ последних запросов в Google Trends демонстрирует "прохладный" интерес в поисковиках в Украине к научным аспектам коронавируса. У нас наиболее популярные слова для поиска - это "карантин" и "комендантский час". В США, например, наоборот, ключевое слово "исследования" хорошо выделяется в контексте тематики пандемии.
О чем это говорит? О том, что американцы верят в свою науку и постоянно мониторят, когда фармацевты найдут решение в борьбе с пандемией. Мы – нет.
Значит ли это, что у нас нет необходимого научного потенциала или ученых с мировым именем? Нет. Просто мы о них не знаем. Ведь считается, что для широкой общественности эта тема малоинтересна и скучна.
А ведь наши соотечественники участвуют в важных международных научных программах, например, по применению столбовых клеток для лечения редких болезней мозга или в создании лекарств по уникальной методологии на стыке биологии, физики и информационных технологий. Если бы украинцы знали об этом, то и веры в то, что ученые из Украины могут внести вклад в мировую борьбу с коронавирусом, было бы больше. А значит и "гуглили" эту тему чаще.
Возможно, если о наших исследователях будут больше рассказывать в популярной форме, то и интерес к науке возрастет. Вернется мода на ученых. А политикам станет легче пояснить, для чего в государственном бюджете необходимо предусмотреть средства для финансирования научной деятельности по тому или иному направлению.
Для предприятия, на котором я работаю, наука является основой производства. Поэтому мы активно сотрудничаем с профильными учебными и научными учреждениями и поддерживаем их. Около 10 лет мы проводим конкурс молодых ученых с возможностью финансирования их разработок. Участвуем в европейских научных программах. Начали системное сотрудничество с Малой академией наук Украины. Ежегодно наш "научный" бюджет составляет порядка 15 млн грн.
Чтобы подчеркнуть наше отношение к науке, мы решили представить общественности ученых из Украины, которых за рубежом, похоже, знают лучше, чем у нас. Четыре месяца назад совместно с издательским домом «Основы» мы выпустили книгу «Будет тебе наука». В нее вошли 30 историй научных деятелей, уже известных своими открытиями и достижениями в разных направлениях - от биофизики до нейробиологии. Многие из них поработали за рубежом и вернулись в Украину для продолжения научных исследований. Очень надеюсь, что молодежь найдет своих героев в этой книге, а Украина получит новых ученых с мировым именем.
Знаю, что и другие украинские компании стараются поддерживать науку. Но это пока не такой тренд, как, например, проекты в сфере экологии. По-моему, 2020 год четко показал, что проблемы человечества настолько сложные, что найти для них решения без серьезной научной базы невозможно. Поэтому после завершения кризиса бизнесу стоит задуматься над структурой своих бюджетов КСО.