Есть во Львове здание бывшего торгового пассажа Феллеров. В 1909 году его украсили двумя женскими скульптурами «Коммерция» и «Коммуникация» - ведь торговля немыслима без транспортного сообщения. В тот же год американский социолог Чарльз Кули ввел в обиход современный термин «коммуникация», понимая под ним любое общение людей и средства для него.

Вряд ли львовские архитекторы были знакомы с работами заокеанского ученого. Но экскурсоводы, любящие приукрасить свои рассказы, могут смело говорить, что богиня связей с общественностью находится во Львове :)

Большинство исследователей считают, что PR зарождался в США в начале ХХ века. Хотя некоторые полагают, что на отцовство этой отрасли претендует и Великобритания. Но позволю заметить, что нормы и правила PR можно найти в уставах львовских цеховиков несколькими веками раньше.

В 1740 году львовские депутаты – райцы – утверждают устав переплетчиков книг. Уже в первом пункте вводятся правила коммуникации внутри объединения. Запрещаются «неуважительные разговоры» между членами цеха и препятствование один другому при публичных выступлениях. Предписывается читать привилегии участников цеха на ежеквартальных собраниях «со всевозможным уважением по пунктам, чтобы каждый брат видел, чего остерегаться». То есть было понимание важности  информирования братьев-ремесленников.

О собраниях в рамках цеха сообщали путем рассылки табличек. За задержку такого сообщения виновному грозил штраф в 3 грн за каждого, кто не смог прийти на встречу из-за нерадивого коллеги.

В 1609 году утвержден устав аптекарьской коммуникации. Тут функцию формирования имиджа фармацевтов выполняли два уважаемых руководителя, избираемые ежегодно. Они должны были быть в курсе всех дел в цехе: от профессионального уровня сотрудников аптек, до случаев нарушения обычаев. За аптекарями предписывалось «так надзирать и заботиться, чтобы были удовлетворены и господа медики, и сам магистрат, и любой, кто будет иметь с ними дело» - то есть все целевые аудитории. 

В сфере КСО этот цех взял на себя обязательство в главные церковные праздники обеспечивать местный кафедральный собор воском для свечей для подаренного одним из меценатов изысканного медного подсвечника. Примечательно, что пара человек не захотели участвовать в этом проекте. Тогда социально ответственные аптекари обратились в горсовет, который их подержал и под страхом закрытия аптек предписал всем участвовать в этом богоугодном деле.

Устав львовских парикмахеров, которые в то время были в определенной степени и хирургами, от 1578 года прямо запрещал работать подмастерьям с плохой репутацией. О негативном имидже мастеров даже не думали. Цирюльником тогда мог стать только грамотный человек, а их число было ограничено. Например, в 1687 году на весь Львов таких профессионалов было 16 человек.

Устав цеха мыловаров появился в 1561 году и предусматривал штраф в «один камень воска» (это соответствовало примерно 32 ½ гроша) за негативный PR в кабаке в отношении коллеги – если «пожалуется на мастера или труд опозорит». Правда провинившийся мог быть прощен другими мастерами.

Цех пивоваров, медоваров и солодовников в 1621 году решил избирать двух человек, которые бы общались с руководством объединения от имени всех членов – своего рода спикеров. При этом мастерам запрещалось критиковать конкурентов.

У мясников строго следили за корпоративным имиджем сотрудников. Проверки проходили каждый месяц. Контролировалось как порядок на рабочих местах и в инвентаре, так и моральный облик. Не приветствовалось, например, приставать к женщинам легкого поведения, ставя в неловкое положение весь цех. Проверяющие должны были докладывать о нарушениях и принимать меры.

Король Сигизмунд в 1524 году своей грамотой запретил сопровождающим его купцам торговать на центральном львовском рынке, чтобы не навредить местным торговцам. Там же был описан и порядок коммуникации с приезжими: власти города должны были информировать всех въезжающих купцов о таком правиле.

Часовщики, объединившиеся в союз в 1766 году, ревностно следили за общественным мнением. Все жалобы на работу мастеров рассматривались старшими по цеху с возможностью наказания виновных или апелляции в случае отсутствия вины членов цеха.

В те века было принято еще с десяток уставов различных цехов. В большинстве из них оговаривались механизмы коммуникации членов сообщества ремесленников внутри объединения и с государственными органами. Потребители имели возможность жаловаться, но не были ключевой целевой аудиторией, так как в большинстве случаев цеха имели монопольное положение и, в современном понимании, входили в картельный сговор. Однако основную функцию уставы цехов выполняли. Они способствовали  «установлению взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации», если взять одно из определений PR.

Процессы, происходящие в сфере связей с общественностью в Украине, наводят на мысль о том, что отрасли не помешал бы свой "цех" пиарщиков и журналистов с принятием собственного устава. На монополию в современном мире рассчитывать не стоит, но добиться более уважительного отношения к профессии таким образом можно.

Основой соглашения должны стать прозрачные правила, выражающие интересы всех сторон. Этика, взаимоуважение и соблюдение стандартов, как в журналистике, так и в PR, про которые часто забывают. Иначе можно смело ставить памятник коммуникациям.