Победителем стала компания «Рисойл» (зарегистрирована в Катаре, бенефициары - грузины), выигравшая тендер у четырех участников. Среди них были как иностранные, так и украинские компании.

Порт являлся убыточным активом — в 2018 году чистый убыток составил 15,7 млн. грн. По объемам перевалки грузов по итогам 2019 занял шестое место в стране — всего лишь 600 тонн. С учетом технической возможности принимать суда с осадкой до 7,6 метров, а также сопутствующую инфраструктуру (позволяет переваливать и грузить такую продукцию как минеральные удобрения, уголь или ферросплавы), порт - довольно перспективный актив.

Кто победитель?

«Рисойл-Херсон» – консорциум «Петро ойл энд кемикалз», в который вошли грузинская Georgian Industrial Group (GIG) Давида Бежуашвили и швейцарской Risoil S.A. Совладельцем последней является Шота Хаджишвили. Georgian industrial Group – одна из крупнейших промышленных групп Грузии, занимающаяся торговлей газом, добычей угля, производством электроэнергии, отельным бизнесом. Компания Risoil S.A. основана в 2000 году в Женеве. Ей принадлежат «СП Рисоил Терминал» в порту Черноморск, терминал «Рисоил Юг» в порту Южный и «Морской технический центр», который специализируется на перевалке контейнеров и навалочных грузов. Таким образом, бенефициары «Рисойл-Херсон» давно присутствуют в Украине и успешно развивают здесь свои активы. С учетом опыта в портовой отрасли можно надеяться, что концессия Херсонского порта станет выгодным проектом для обеих сторон.

Что получает победитель конкурса?

За 7% от годового дохода и единоразовую выплату в размере 12 млн. грн. он получит право эксклюзивно эксплуатировать порт в течение 30 лет. Это не означает каких-либо формальных ограничений для использования порта другими компаниями, но приоритет получают суда и грузы арендатора. Компания планирует вложить 318 миллионов гривен в инфраструктуру порта, согласно взятым на себя инвестиционным обязательствам. Кстати, ранее в Украине сдавались в аренду только отдельные причалы в портах, а не порты в целом, поэтому некоторые компании строили свои частные терминалы.

Что получает государство?

Прямые доходы — арендная плата (7% годового дохода) и единоразовый взнос от компании (12 миллионов грн). Непрямые доходы: если порт как бизнес-проект будет успешным, то помимо налогов, государство получит выгоды от развития инфраструктуры вокруг порта (заводы по переработке сырья, транспортные предприятия). Это будет полезно для местной власти, которая благодаря децентрализации получит дополнительные доходы. А еще это создание новых рабочих мест.

Также государство, передавая порт в концессию, снижает нагрузку на собственный бюджет — ведь этот порт долгое время был убыточным.  Каждый год оно было вынуждено туда вкладывать больше, чем получать — и это если не учитывать дополнительные коррупционные риски от схем на таможне  и т.д.

Хотя выгоды государства от данной концессии неоспоримы, Мининфраструктуры могло бы получить более значительные суммы от инвесторов, если бы провело конкурс на концессию раньше, не допуская ежегодного падения объемов перевалки порта.