Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
02.07.2012, 13:09

За что боремся?

Дню Конституции Украины посвящается

      В последние дни в СМИ оживленнообсуждалась тема создания и деятельности так называемой конституционной ассамблеи.Спорили, что называется, до хрипоты - при этом создавалось впечатление,  будто решается вопрос немедленной жизни исмерти если не человечества в целом, то украинского народа как минимум.Политические дискуссии в последнее время приобретают такой накал и бушуют такиенешуточные страсти, что если бы  придатьим, как писал Гоголь, «силу исполнительную», то наша планета была бы уничтоженавысвободившейся энергией несколько раз подряд. Удивляет же то, что напротяжении последних двадцати лет в Украине сменилось четыре президента,десятки премьер-министров, были избраны сотни народных депутатов – а воз, какговорится, и ныне там. В частности, принятие в 1996 г. действующей КонституцииУкраины очень многими рассматривалось как серьездый прорыв на пути к той самой«Украине для людей», которую так любят обещать наши политики перед очереднымивыборами. Но за истекшие после этого годы лучше в этом смысле не стало – сталонамного хуже. В чем же причина, почему наше общество никак не сдвинется с этоймертвой точки?

     Главная причина в том, что человек, какбиологический вид, является типичным стайным животным, то есть в любомчеловеческом сообществе обязательно формируется определенная иерархия испециализация составляющих это сообщество индивидуумов. Из этого неизбежно следует,что власть всегда является неким «зеркалом», отображающим объективносложившиеся потребности  и обычаи данногосоциума, поскольку представители власти не с Марса прилетают, а являются частьюуправляемого ими сообщества. Поэтому для того, чтобы понять причины наличия унас именно такой, а не иной власти, необходимо прежде всего изучить некийусредненный образ нашего соотечественника – украинца (в данном контекстеимеется в виду признадлежность к стране, а не к этносу). Разумеется, в Украиненалицо весьма серьезные региональные и этнические отличия, но они не имеютопределеяющего значения при формировании системы власти, поскольку Украина –унитарное государство, а выборы проводятся по сугубо «арифметическому»принципу, то есть один избиратель – один голос. И вот что получится при таком статистическомусреднении избирателей – украинцев.

     Украинец весьма пассивен всоциально-политическом плане, то есть убежден, что его проблемы должен решатькто угодно (государство в целом, конкретные политики, сосед дядя Вася), но неон сам. Отсюда проистекает наклонность к сладкому слову «халява» и вождизму, асо стороны политиков - неизбежно порождает популизм, как закономерный ответ наожидания широких народных масс.

     Украинец не склонен соблюдать законы, поэтомуесли будет возможность украсть без риска быть пойманным – украдет, если надоелсосед дядя Вася – даст ему в физиономию, а если сосед дядя Вася явно сильнее физически–  тогда даст в физиономию собственнойжене. Как антитеза законопослушанию и способ решения возникающих юридическихпроблем, украинцем вполне одобряется коррупция – ведь проще дать гаишникунемножко денег, чем не превышать скорость, поскольку «а мине надо ехать быстро,бо дуже в туалет хочеться, и вже сильно припекло». Соответственно он не видетничего зазорного в том, что какой-то чиновник купил новый «Мерседес» прикопеечном окладе жалованья, и негодование украинца в таких случаях если ивозникает - то скорее на почве зависти, чем уважения к закону. С другойстороны, если тому же возмущенному украинцу вдруг предложат самому возглавить какой-нибутьотдел земельных ресурсов с копеечным окладом, он с радостью согласится – ичерез год уже будет ездить на «Мерседесе», с презрением глядя на возмущенного (всвою очередь) соседа дядю Васю. Поэтому наши вожди от нас самих отличаются неналичием склонности к воровству и коррупции, а только лишь масштабами оных – поимеющимся у вождей возможностям, естественно.

     Украинец одновременно и боится, ипрезирает власть – причем любую, от начальника ЖЭКа до Президента. Боится – по вполнеуважительным причинам, ибо власть в состоянии его без особых церемоний посадитьв «обезьянник», лишить имущества, или просто звездануть резиновой дубинкой поголове. Презирает – тоже по вполне понятным причинам, поскольку на всехтелеканалах в подробностях рассказывают, какие в этой власти все поголовноморальные уроды (каковым он сам, естественно, не является). Но одновременно у украинцаимеется склонность к сакрализации этой самой власти. Ему не понять, как этоможно потребовать отчет за проделанное у чиновника любого уровня – ведь он женачальник, он же сам с кого угодно спросит!  Поэтому наша власть и не стесняется делать то,что она делает – причем в последние два года не стесняется делать это воткрытую, на глазах всего цивилизованного мира, да еще бравировать этим, какпризнаком некоей «крутизны» и политической непобедимости. И не стоитсомневаться, что при таком нашем отношении у этой власти может хватить духу навсе, что угодно – и на фальсификацию результатов выборов, и на написание какойугодно Конституции, и на введение перманентного чрезвычайного положения – ониже начальники, им же можно! Большой вопрос, что из этого всего у власти можетполучиться – но это уже другая тема.

     Украинец не может считаться трудоголиком,который к тому же изо всех сил старается повышать свой профессиональный уровеньдля достойной конкуренции на рынке труда. Его отношение к работе весьма простое– по возможности ничего не делать, пока начальство не смотрит в его сторону, одновременнопопытаться содрать как можно больше с клиента за кое-как привинченный карниз и убежать,пока карниз не упал на голову клиенту. Необходимость получения образования приэтом отождествляется с приобретением нужного позарез (хотя и не всегда понятно,зачем) диплома, а как таковые профессиональные познания  считаются вещью не обязательной и весьмаобременительной с точки зрения их получения, поэтому украинец в ВУЗе обычноплатит дважды – вначале оплачивает контракт (чтобы учиться), а затем даетвзятки преподавателям (чтобы не учиться). По этой причине в нашем политикуметакой спрос на перманентные реформы образования, и поэтому у нас министробразования именно такой, какой он есть.

     Украинец не ведет здоровый образ жизни –он не такой дурак, чтобы лишать себя удовольствий, ведь жизнь так коротка, а приятногов ней так мало. Поэтому мы в заслуженных лидерах по курению, употреблениюалкоголя и наркотиков – особенно среди молодежи. Как же, ведь все лучшее –детям! А если что-то заболит – можно сходить к нашему бесплатному врачу (кстати,получившему образование по вышеописанной схеме), и дать ему денег за лечение.Если повезет, то врач угадает правильный диагноз и правильное лечение, а еслине повезет – то деньги на ветер, и придется обращаться к целителям иэкстрасенсам. А куда еще деваться, если других врачей у нас нет? Поэтому медицинау нас тоже постоянно реформируется, и каждый новый министр здравоохранения понимает,что если при нем утверждается новая концепция реформирования отрасли – значит,в своем кресле ему точно не усидеть.

     Украинец вряд ли может считатьсякультурным человеком, с широким кругозором и серьезными духовнымипотребностями. Зачем читать серьезные книги, общаться со своими детьми или,скажем, слушать хорошую музыку? Ведь это так напрягает, и никакогофизиологического удовольствия при этом не доставляет! Гораздо проще послушатьроссийскую попсу (для ура-патриотов подойдет и своя), посмотреть сериал пробандитов\ментов, или посидеть в социальных сетях – ведь там можно облаятьпоследними словами хоть соседа дядю Васю, хоть нашего Гаранта, не выходя изсвоей комнаты и без всякого риска получить в морду, или сесть в тюрьму. Если жеесть особая потребность в «духовности», или подсознательное желание казатьсялучше, чем ты есть – можно сходить в церковь, вон их сколько понастроили! Налюбой вкус, какой угодно конфессии, и тарифы на услуги приятные, и попы так складноговорят о вечном! Правда, сами они ездят на джипах – ну так это только длясолидности, ведь чем влиятельнее церковь – тем круче джип должен быть у попа! Поэтомулюбая глупость власти – хоть сомнительные манипуляции с языковым вопросом, хотьлоббирование законов на тему «облико морале», хоть сталкивание лбами людей порелигиозному признаку - может найти одобрение у значительной части населения. Ведь для нас это все такважно, и так весомо дополняет нашу насыщенную духовную жизнь!

     А теперь давайте  попробуем к этому нетленному образу мысленно применитьсоответствующие статьи Конституции, гарантирующие права и свободы – и можно прийтик выводу, что эти самые права и свободы нашему среднему украинцу нужны, какрыбке зонтик, поскольку он живет своей жизнью, а конституционные гарантии  – своей.

     Подведем неутешительные итоги. Ксожалению, мы такие, какие есть, и можем адекватно воспринимать именно такуювласть, которая сейчас существует в Украине. Ведь усредненный образ наших«вождей» практически не отличается от вышеописанного образа «маленькогоукраинца». И проблема не в хорошей или плохой Конституции – проблема в массовом,поголовном нежелании выполнять любую Конституцию и любые законы. Ведь зачем этонужно, если «мине надо»? Мне нужно быстрее доехать, дяде Васе нужно набитьморду соседу, а очередному вождю нужно поселиться в очередном особняке – и вчем принципиальная разница между этими устремлениями? Зато налицо очевидноесходство: нежелание жить по закону. И пока в массовом сознании не укрепится пониманиетого, что неукоснительное исполнение законов является главным фактором,отличающим «стаю» людей от стаи волков – никакая Конституция нам не поможет. Нистарая, ни новая.

Останні записи