Вот за что можно искренне полюбитьнашу власть – так это за предсказуемость в сфере реформ. Как только кто-то изнаших «вождей» заговорит о реХформах – можно открыть сборник басен Крылова,найти там «Квартет», и освежив в памяти текст этой басни – понять, что и наэтот раз ОНИ затеяли. Но это вообще о всем, а я сейчас – о частностях, а именно– о предстоящих «реформах» здравоохраненения и образования.

     Что такое по своей сути реформа? Это когдапредполагается, что  состояние некоторойсистемы  после  определенных целенаправленных изменений будетболее совершенным и жизнеспособным, чем состояние до них. Поэтому попробуем дляначала разобраться, что является отправной точкой «до» этих реформ.

     Как это ни покажется странным, но медицинаи образование (как среднее, так и высшее) являются теми немногими структураминашего социума, которые каким-то непостижимым образом   ухитрилисьдожить со времен СССР до наших дней, не претерпев почти никаких  изменений. Тут будет уместно  совершить  некоторый экскурс в наше недавнее прошлое, безкоторого будет сложно понять, почему наши, при СССР  весьма неплохие медицина и образование,сейчас находятся в таком ужасающем состоянии.

     Все дело в том, что эти отрасли во временаСССР были почти идеально интегрированы в прежнюю социально-экономическую систему,и поэтому относительно неплохо в ней функционировали – как «винтик» этойсистемы, разумеется. В частности, в  товремя в стране была постоянная потребность в рабочей силе (о причинах этогоявления сейчас говорить не будем), а руководителей промышленных предприятий  наказывали за невыполнение плана. Это вынуждалопредприятия всячески стимулировать качественное медицинское обслуживание своихработников, снижая таким образом их заболеваемость, и соответственно -  уменьшая количество потерянных по болезнирабочих дней. Как следствие, получили развитие так наываемые медсанчасти – предприятия финансировалисобственные больницы, предоставляли жилье врачам, и даже выплачивали за счетсвоих фондов премии медработникам. Но времена изменились, и сейчас, когда вУкраине имеются безработные практически всех профессий, работодателю уже нетнеобходимости лечить своих работников – проще уволить больного, приняв наработу здорового, но безработного. Теперь акцент сместился – здоровьеотдельного гражданина стало исключительно его частным делом, перестав бытьинтересным как работодателю, так и государству в целом. Но система организации ифинансирования здравоохранения осталась прежней, войдя таким образом в функциональноепротиворечие  с кардинально изменившейсяобстановкой в обществе.

     То же самое можно сказать и о среднемобразовании: при СССР государству требовались здоровые мужчины (для службы вармии – а во времена «холодной войны» оборона была приоритетом государственнойполитики), здоровые женщины (для воспроизводства населения, которое в большихколичествах  требовалось на «ударныхстройках» коммунизма), а кроме этого - и те, и другие должны были иметь базовуюквалификацию для работы на промышленных предприятиях (в основном, попроизводству того же вооружения). Это предъявляло вполне конкретные требованияк средней школе – уроки труда и физкультуры были не «виртуальными», как сейчас,а вполне реальными,  а образованностьбыла шансом «выбиться в люди» - если не сделать партийную карьеру, то хотя быстать бригадиром у себя на заводе. То же самое можно сказать и о высшемобразовании – наличие в СССР многочисленных предприятий «оборонки» предъявлялодостаточно высокие требования к реальной квалификации выпускников ВУЗов. Что жетеперь? Происходящая в последние 20 лет постепенная (а кое-в чем – и обвальная)деградация в Украине собственного производства, массовая переориентация на относительнонесложные технологии «отверточной сборки» и выпуска малообработанной, сырьевоготипа продукции, не стимулирует потребность в приобретении и\или повышенииквалификации персонала в практически любой отрасли предпринимательства. То жесамое касается и здоровья, вкупе с физической подготовкой молодого поколения –они просто не востребованы.

     И отдельная тема – мотивация трудамедработников и учителей. Во времена СССР, в эпоху повсеместного «дефицита»,врачи и учителя, как «приближенные к населению» профессии, входили в первуюдесятку наиболее престижных. Да, их зарплаты были маленькие, но это  не имело большого значения – зато былотносительно свободный доступ к товарам и услугам, которых всегда не хватало.Что же сейчас? Экономическая формация изменилась, доступ к «дефициту» стал неактуален, а размер зарплат сохранился на том же уровне, как и при СССР - чтосразу же отбросило профессии врача и учителя в условном рейтинге престижностииз первой десятки  в последнюю.     

     К сожалению, это – наши реалии, от которыхникуда не денешься. И вот тут возникает масса «неудобных» вопросов при попыткеопределить, что должно возникнуть «после» реформы:

     - почему наши граждане так упорно не хотятбыть здоровыми – пьют, курят, не занимаются спортом, но зато активно занимаютсясамолечением (по совокупности этих «достижений» мы впереди планеты всей)?

     - почему наши врачи (в массе своей)совершенно не заинтересованы в результатах лечения пациентов?

     - почему в последние годы происходиткатастрофическое падение квалификации медицинских работников (об отдельных«светилах» речь не идет)?

     - зачем выпускникам наших средних школ нужнывсе эти физики-химии-иностранные языки, если 50% из них будут торговать нарынках, класть кирпичи на стройке, работать на кассе в супермаркетах, и еще 40%будут в офисах перекладывать бумажки с места на место, напрягая свой интелект влучшем случае на уровне таблицы умножения?

     - зачем выпускникам наших ВУЗов получатьреальное образование, а не просто покупать дипломы, если 70% из них пополнятряды безработных независимо от того, какими познаниями в своей специальности онифактически обладают?

     - зачем преподавателям наших школ иинститутов пытаться кого-то чему-то научить, если обучаемые в массе своейсовершенно к этому не стремятся?

     И вот когда наша власть сможет внятноответить на эти вопросы, тогда и можно говорить о реформировании образования имедицины. А пока все попытки сохранить морально устаревшую конфигурацию этихотраслей, как-то приспособив ее к кардинально изменившимся реалиям, будутприводить только к результатам, показанным в басне «Квартет».