Невероятные приключения итальянца в Украине
«Сегодня Украина вышла на стабильные темпыэкономического развития и становится потенциальным кандидатом на «новое экономическоечудо» мирового масштаба. Об этом в своем интервью изданию Kyivpost заявил первыйвице-премьер-министр - министр экономического развития и торговли Украины АндрейКлюев.
По этому поводу я хочу рассказать однуисторию. Хотите верьте, хотите - нет.
Итак, один итальянец сицилийскогопроисхождения, по имени Марио, давно уже хотел заняться бизнесом – мечталосьему открыть завод по производству фруктовых соков. Но все как-то боязно было –на его родине, в Италии, и конкуренция высокая, и налоги драконовские, да ивообще – кризис еврозоны. Но услышав слова нашего Клюева, предприимчивый Мариорешил попытать счастья в Украине. Прихватив с собой все, что нажито непосильнымтрудом, Марио приехал в наши пенаты изарегистрировал на свое имя фирму. Относительнаяпростота этой процедуры вначале вселила в Марио оптимизм, и он даже презрительноподумал о паникерах и трусах с его исторической родины, которые егоотговаривали от ведения бизнеса в Украине. Но потом начались какие-то проблемыи трудности, поначалу совершенно непонятные для Марио.
Первое, с чем столкнулся Марио – это удивительнаяпо своей парадоксальности процедура регистрации плательщика НДС. Получившийобразование во всяких там Гарвардах и Оксфордах, а потому – тупой до безобразияМарио долго не мог понять, почему правоплатить налог нужно буквально выгрызатьзубами, да еще «заносить» наличными какой-то смурной тетке из налоговойинспекции. Но вот вожделенное свидетельство получено, и радостный Марио,предполагающий на этом завершение своихзлоключений, отправляется в местную Раду оформлять право на земельный участок подсвой завод, а после оформления оного - за разнообразными разрешениями исогласованиями госархитектуры, СЭС, МЧС и прочих блюстителей законности ипорядка, перечислять которые не стану. О том, сколько эта эпопея длилась, и вкакую сумму «выскочила», говорить тем более не буду – читателям и без тогопонятно, что наш Марио остался, мягко говоря, в некотором изумлении от нашей«инвестиционной привлекательности». Но если все происходящее пока хоть как-тоукладывалось в его сицилийскую голову, в которой еще шевелились рассказы деда онравах «донов» с исторической родины, то последующие события просто поставилиМарио в тупик, ибо ничего подобного он даже не мог себе представить.
Непонятное началось, когда завод выпустилпервую партию товара. Сок оказался лучше по качеству и даже дешевле, чемпредполагалось, по себестоимости. Однако при попытке заключить договоры напоставку сока в местные супермаркеты Марио столкнулся с нежеланием покупать еготовар, поскольку аналогичный по ассортименту сок, хотя и похуже качеством, ужепродавался – эта «ниша» была уже вроде как занята. При попытке честноконкурировать с производителем этого сока Марио тонко намекнули, что конкурент – местный депутат из какой-топартии, название которой Марио так и не смог запомнить из-за его смысловой непереводимостина итальянский. А если Марио и дальше будет упорствовать в данном направлении,то на его заводе может случиться пожар, или хуже того – несчастный случай напроизводстве. На этот раз у Марио хватило здравого смысла не испытывать судьбу,а переориентироваться на мелкие магазины и рынки.
И вот – первые продажи, первый отчетныйпериод, а через некоторое время – и первое приглашение в налоговую инспекцию,где удивленному Марио объяснили смысл загадочного термина «налоговая нагрузка».В отличие от умных украинцев, которые сами разбираются в нашем законодательстве(а также все поголовно разбираются в лечении больных и учении здоровых), тупойМарио пришел в налоговую с адвокатом, который поинтересовался, каким закономэта «нагрузка» предусмотрена, и почему честный иностранный инвестор долженплатить государству больше, чем действительно должен. Разумеется, адвокат зналправильный ответ, но он честно отрабатывал гонорар – и поэтому задавал такие наивныевопросы. Налоговый инспектор тоже знал правильный ответ, но будучи «приисполнении», ответил так, как велело начальство. Поиграв таким образом в«поддавки», высокие договаривающиеся стороны разошлись ни с чем – Марио так ине смог понять, с какого перепуга у него требуют больше, чем написано вналоговом отчете. Поэтому через некоторое время к нему пришли с проверкой инаписали акт, в котором ранее состоявшийся разговор лег на бумагу, и отнаписанных цифр у Марио зарябило в глазах – после уплаты таких недоимок иштрафов можно было объявлять фирму банкротом. Разумеется, воспитанный наевропейских ценностях Марио обратился в суд, который с треском проиграл – и этоего несказанно удивило, поскольку из текста судебного решения Марио понял, чтов Украине действуют совсем не те правила арифметики и логики, которые он училеще в школе. Тогда Марио через своего адвоката сделал одному чину изапелляционного суда предложение, от которого чин не смог отказаться – иправосудие восторжествовало, но карманных денег у Марио стало значительно меньше,чем было до этого.
Однако, человеку свойственно учиться насобственных ошибках, и через некоторое время Марио, как говорят, втянулся – онбыл все-таки сицилиец, и способность быстро приспосабливаться к экстремальнымусловиям у него была почти генетическая. Завод процветал, налоговая нагрузкабыла терпимая (сказались результаты предыдущей, победной для Марио войнушки сналоговой инспекцией), да и репутация товара была безупречной, и продажи рослис каждым отчетным периодом.
Но тут, как говорят, кое-что подкралосьнезаметно. Тот самый депутат от партии с непереводимым на итальянский названиемвдруг утратил интерес к своему бизнесу. Казалось бы, это для Марио хорошо – наодного конкурента меньше? Ан нет! Депутат утратил интерес к своему бизнесуровно потому, что приобрел интерес к бизнесу Марио. И вот настал день, которыйМарио запомнил на всю жизнь: к нему явился представитель депутата и предложилпродать ему бизнес Марио за цену, ниже которой – только даром. На рассмотрениестоль лестного предложения Марио дали 15минут и предупредили, что по истечении этого времени он отдаст бизнес бесплатно,да еще доплатит, чтобы отпустили душу на покаяние. Разумеется, Марио тут жевызвал адвоката – для выяснения подробностей и возможных перспектив. Выяснениеоказалось несложным и недолгим: в случае недостижения согласия, в отношениидолжностных лиц завода будет возбуждено уголовное дело, проведен обыск сизъятием всех документов и печатей, счета будут арестованы, а товарные склады –опечатаны. После этого Марио будет иметь льготу – возможность уже бесплатноотдать бизнес кому скажут и уехать из страны. А если и после этого он будетупорствовать - тогда он станетобвиняемым по уголовному делу, с заключением под стражу и перспективойпросидеть в тюрьме годик-другой, покаего не осудят – может быть, даже условно (если к тому времени карманные деньгиеще останутся). Присутствовавший при разговоре адвокат все это подтвердил и отсебя добавил, что лучше продать, за сколько предлагают, чем отдать даром –причем с почти гарантированной отсидкой в тюрьме. На вопрос Марио, какимобразом ни в чем не виновный человек может быть заключен в тюрьму, и как судсможет принять такое решение, адвокат внятного ответа не дал – сказал только,что в Украине это скорее правило, чем исключение.
К чести Марио надо сказать, что он проявилблагоразумие – продал бизнес с большими убытками и уехал на свою Сицилию.Теперь он там читает лекции об особенностях ведения бизнеса в странах бывшего СССР, неплохо на этом зарабатывает и всем доволен. Амы с вами остались здесь, причем не понесли убытков от такого бизнеса – и вечночем-то недовольны. Вот и пойми после этого загадочную славянскую душу!
И как по-вашему, что здесь неправда?