Сейчас у всех на слухуреферендум, который предполагается провести 11 мая – о признаниигосударственной независимости Донецкой и Луганской народных республик (длякраткости будем их называть в этом изложении просто «республика»).  К сожалению, мало кто задумывается о том, чтобудет после референдума – здесь мы попытаемся представить себе все возможныеварианты развития событий, в данный момент чем-то напоминающих сюжет фильма«Свадьба в Малиновке».

     Вариант №1. Признание республикиРоссией, с последующим присоединением в качестве субъекта РФ.

     Такой вариант был бы (сэкономической точки зрения) не самым худшим из всех прочих - но это вряд ли произойдет,поскольку России такое «счастье» совершенно ни к чему.

     Во-первых,  аннексия части Украины приведет  к уже полной международной изоляции России, аследовательно – к быстрому разрушению ее экономики.

     Во-вторых, Кремлю фактически придетсявзять на иждивение Донбасс – с населением, намного большим по численностинаселения Крыма, с массой депрессивных регионов и большим количеством пенсионеров,а это будет очень обременительно для бюджета России, подорванного неизбежнымисанкциями Запада.

     В-третьих, никаких рейтинговыхвыгод для Кремля в этом присоединении не будет – если аннексия Крыма в глазахрядовых россиян выглядела как несомненная заслуга Путина, вернувшего ранееутраченную территорию, то присоединение Донбасса ни с чем подобнымассоциироваться не будет.

     Таким образом, вероятность подобного развитиясобытий исчезающе мала.

     Вариант №2. Признание республикиРоссией без последующей аннексии, но со вводом «миротворческого контигента» длязащиты от репрессий со стороны украинской власти.

     Следует сказать, что безприсутствия российских войск никаких перспектив у республики не будет – послеприведения к присяге нового Президента Украины на территории Донбасса будетобъявлено чрезвычайное положение, введены армейские подразделения, и в течениенескольких дней состоится «приведение к одному знаменателю» всех, кто был причастенк сепаратизму. При этом риски для мирной жизни обывателей будут минимальные – скореевсего, почти все так называемые «сепаратисты» тут же сдадутся (или сбегут), нежелая умирать с оружием в руках. Если же введение российских войск все-такисостоится, то с вероятностью в 99% украинская армия попытается их выбить стерритории Украины – и именно это является главным сдерживающим фактором дляПутина, поскольку ему нужна маленькая победоносная война, а не затяжнаякровавая бойня. Да, в России сейчас очень сильны «патриотические» настроения,поощряющие агрессию против Украины – но после первых гробов эти настроенияочень быстро изменятся на противоположные. Как бы там ни было, военные действияна территории Донбасса окончательно добьют то минимальное благополучие, котороесуществует сейчас, не говоря уже об угрозе полноценной гуманитарной катастрофы.

     Вариант №3. Полныйнейтралитет Украины, признание и поддержка России.

     Несмотря на почти нулевую вероятностьтакого развития событий, необходимо рассмотреть и такой сценарий – хотя бы дляполного понимания, за что на самом деле идет борьба.

     Итак, состоялась самостоятельнаяреспублика – но ее не признали как государство нигде, кроме как в России и(допустим) в Гондурасе. В политологии такие территории именуются «серые зоны».Что все это означает на практике?

     Во-первых, с паспортом республики можнобудет поехать только в Россию и Гондурас – в остальные страны въезд будетзакрыт. Можно схитрить – формально оставить еще и гражданство Украины, но загранпаспортУкраины имеет ограниченный срок действия, а новый – уже не выдадут.

     Во-вторых, полноценное государство должноиметь свою валюту и свою кредитно-финансовую систему. Если бы Донбасс былполностью самодостаточным экономически, то эта проблема (и ряд других, о чембудет разговор ниже) решается очень просто: выпустили в обращение какие-нибудьтугрики, открыли свои собственные банки, огородили территорию забором высотой в5 метров– и получили «натуральное хозяйство» в административных границах Донбасса. Чтоже, некоторые страны так и живут – например, Северная Корея. Но Донбасс оченьзависим как от экспорта своей продукции, так и от импорта – поэтому его валютадолжна свободно обращаться и конвертироваться, но вот с этим будут большиепроблемы. Дело в том, что для организации международных расчетов необходимооткрытие корреспондентских счетов в иностранных банках – но ни один банк (в томчисле украинский) не будет открывать у себя счета банков республики, посколькутакого государства на политической карте мира не будет существовать. Поэтому омеждународных расчетах, а тем более о свободной конвертации собственной валютыможно даже и не мечтать. Единственным выходом из положения будет использованиедля этого валюты и банковских учреждений России – но о всех «прелестях» такихсхем будет сказано ниже.

     В-третьих, полноценное государство должноиметь  свой бюджет, то есть взыматьналоги. Возникает вопрос: кому должно платить налоги предприятие, находящеесяна территории Донбасса? Вполне логично предположить, что в бюджет республики.Но это предприятие уже зарегистрировано по законодательству Украины, и должноплатить налоги в бюджет Украины – и украинские власти неизбежно потребуют свое,под угрозой блокирования счетов и отмены регистрации предприятия. Вряд либизнес захочет платить налоги дважды – тогда придется такое предприятиерегистрировать по законодательству республики. И если, например,  для розничной торговли или строительных услугэто не имеет принципиального значения, то для экспортно-ориентированных бизнесовэто жизненно важно. Зарубежные партнеры не станут заключать сделки с фирмой«Рога и копыта» из «серой зоны» – конкуренция на внешних рынках очень высока, ифактор деловой репутации контрагента очень важен. Что же делать? Можноперерегистрировать завод в той же России – но тогда налоги нужно будет платитьсоответственно в российский бюджет. Правда, можно использовать российскую фирмукак посредника в международной торговле – но тогда придется платить немалые комиссионные,что само по себе не способствует конкурентоспособности бизнеса республики. Ктому же промышленность Донбасса во многом идентична российской, и одновременнаяпродажа от имени российских фирм однородной продукции приведет к понижениюконкурентоспособности уже российского бизнеса – а это прямые убытки для«старшего брата», что само по себе не добавляет оптимизма.  

     В-четвертых, ни для кого не секрет, чтоДонбассу нужны очень большие инвестиции – для развития производства, вособенности в депрессивных регионах. В не меньшей степени нужныквалифицированные работники и толковые менеджеры. Но никто не будетинвестировать в «серую зону»,  посколькуслишком высоки политические и юридические риски, напротив – начнется неизбежныйвывод капиталов и массовая эмиграция наиболее креативных и трудоспособныхграждан.

     Не менее важна и проблема переходногопериода – как с минимальными потерями отказаться от юрисдикции Украины, и построить«с нуля» свое государство. Вполне логично предположить, что проще всего всесоздавать на уже существующей материальной и оранизационной базе – но и тутбудут большие проблемы. Легче всего может быть с силовым блоком (милиция,прокуратура, армия) – достаточно поменять вывески на учреждениях и шевроны наформе, и можно начинать работать хоть со следующего дня. Но как быть, например,с финансированием социальных выплат (пенсий, пособий) и зарплатами бюджетных организаций?Если переподчинить соответствующие учреждения республике, то Украина тут жезаблокирует казначейские счета – и что тогда делать? Так называемым «простымлюдям» сложно будет объяснить, за что им жить в ближайшие несколько месяцев,пока в бюджет республики поступят первые налоги. А кредит на эти выплатыгипотетически сможет дать только Россия – и не факт, что даст, да и начинать созданиегосударства с приобретения внешнего долга как-то не добавляет оптимизма.

     Что же мы в итоге получаем? Выбор невелик– или территория, разрушенная войной, или территория, полностью зависимая отРоссии (причем совершенно невозможно предсказать, как Россия этой зависимостьювоспользуется в будущем). Можно возразить – мол, сейчас Донбасс зависим отУкраины, и хуже не будет. Но не следует забывать, что одновременно Донбасс –  это часть Украины, и в силу этого имеетвозможность влиять на политические процессы, как-то решая свою судьбу. Будучиже на «коротком поводке» у Кремля, такой возможности уже не будет.

     Поэтому возникает вопрос: кому (и зачем)нужна такая республика? И с какой целью предпринимаются попытки ее создать,проводя референдум? Ответ лежит на поверхности – нужна не республика кактаковая, а фактор политического давления на Киев. И нас всех в очередной разпытаются одурачить.