Выборы, как чудо
Давайте представим себе, что в Украинувдруг прилетели инопланетяне и попытались понять: а что это в последние месяцыу нас происходит? Отчего такой ажиотаж по поводу каких-то бигбордов, листовок,черного и белого пиара, жеребьевок, судебных процессов? Что случилось, отчего все так взбудоражены -как будто предполагается не то конец света, не то начало новой эры в отдельновзятой стране?
Думаю, вывод был бы довольно необычный – все украинцы ждут какого-то чуда,которое должно случиться 28 октября. И на фоне этого чуда всякие там предполагаемыедекабрьские «армагеддоны» от индейцев майя просто меркнут. Так чего же именно мыждем?
Мы уже на протяжении двадцати лет ждемтого самого чуда, которое должнопроизойти – и все никак не происходит. Случитсячудо, и наш человек перестанет: гадить всеми доступными способами и там, гдеживет, и там, где идет или едет; унижаться перед «вождями» всех мастей икалибров – от начальника ЖЭКа допрезидента; давать взятки за что угодно и кому попало только потому, что такпроще, быстрее и удобнее; затыкать уши и закрывать глаза, если возле его домакого-то убивают, и вместе с тем –сетовать на равнодушие соседей, если убивают его самого. Этот перечень можнопродолжать до бесконечности – вместе с перечнем того, что (в результате этогоже чуда) наш человек вдруг начнет делать: вести здоровый образ жизни – ведь этонужно ему самому, а не государству, как ни странно; больше работать, и меньшеотдыхать – ведь разумнее зарабатывать самому, а не клянчить у государствавсяческие льготы; выучить наконец этотчертов украинский язык – это проще, чем двадцать лет возмущаться по поводу«ущемлений прав» несчастных русскоязычных граждан; и главное – наконец осознать, что проявлятьгражданскую позицию нужно каждый день и на своем собственном месте в этойжизни, а не только на выборах очередныхвождей и благодетелей.
А теперь попробуйте ответить на простойвопрос: может ли такое произойти за один день? Может ли вся нация кардинальноизмениться, проснувшись 29 октября в совершенно ином ментальном облике? Давайте сделаем несложный мысленныйэксперимент.
Попробуйте себе представить француза, которому в полицейском участке набили морду«по подозрению», а потом попытались содрать тысченку-другую, чтобы это«подозрение» не подтвердилось. Его действия? Скандал будет неимоверный. А нашчеловек? Обрадуется, что легко отделался.
Попробуйте себе представить американца,который не платит налоги, да еще этим бравирует. Ровно через сутки об этомбудет знать весь городок, где он проживает, и с ним просто перестанут общаться– а как можно разговаривать с явным врагом общества? А наш человек? Если он скажет в «приличномобществе», что платит все налоги – все или посмеются над удачной шуткой, иливызовут психбригаду.
Попробуйте себе представить немца, которыйехал с явным превышением скорости, и это увидел другой немец. Увидевший тут же позвонит в полицию – ведьпорядок на дороге прежде всего! А наш человек – не позвонит, да еще встречнымавтомобилистам «подмигнет», что на дороге засада с радаром.
Примеров разительного отличия вментальности украинца и всяких там европейцев-американцев можно приводитьмножество. И главная проблема даже не в самих отличиях, а в том, что мы всепривыкли именно ТАК жить, как живем, и перестали (в массе своей) воспринимать всю остроту этих отличий. Атеперь давайте попробуем продолжить наш мысленный эксперимент. Возьмем всех наших депутатов и прочих министров, да и переместим их в Германию, Францию илиСША – в примерно соответствующие их украинским должностям немецкие, французскиеили американские властные кресла. При этом дадим им разумное время на адаптациюк новым условиям. И что же? Я уверен, что если не большинство, то значительнаячасть из них станут образцовыми сенаторами, министрами и даже (страшнопредположить!) судьями. И никаких выборов не надо! Ведь поведением чиновника управляютне только (и не столько) его личные таланты, сколько воздействие окружающейобстановки. В качестве примера можно привести хотя бы бывшего президента СШАБуша-младшего, который по уровню интеллекта вряд ли был выше – скажем так,одного из наших руководителей. Так почему же здесь они, все поголовно – бездари,коррупционеры и продажные «тушки», причем независимо от партийности иполитической ориентации? А потому, что здесь им это позволено. А кем позволено?Нами, обществом. Тогда откуда эта поголовная уверенность, что те, новые – хотьиз власти, хоть из оппозиции, будут другими? Ведь точно не будут! С чего бы имменяться, если мы остались такими же?
Выводы просты. Безусловно, выборы нужны –хотя бы из соображений притока новых политических сил, новых людей. Без этоговместо реки получится болото, в трясине которого увязнут какие угоднопотенциальные возможности изменений. Но совершенно бессмысленно ждать от этихвыборов чуда – его не будет. Гораздо проще, дешевле и эффективнее заставить нормально работать ужесуществующих «вождей», чем пытаться их до бесконечности менять на новых –которые в итоге будут такими же.