Безусловно, «безвиз» с Европой – это плюс для Украины.

До июня 2017-го раздражало то, что каждый раз это была какая-то лотерея – дадут визу или поставят «отказ». По правде сказать, это была одна из основных причин, почему украинцы отказывали себе в туристических поездках в Европу.

Одна из основных, но не главная. Главная – низкие доходы. Но что еще показал нам «безвиз»?

Я предлагаю проанализировать пять цифр из общедоступной статистики и трезво, без политических лозунгов, оценить сложившуюся ситуацию.

Первая – 8,8 млн. биометрических паспортов. Именно столько новых документов оформили украинцы с момента их введения – с января 2015 года. Сначала их в основном получали те, у кого истек срок старых загранпаспортов, либо те, кто оформлял для себя первый документ для заграничных поездок. Таких было чуть более 3 млн. человек. «Бум» случился уже после июня 2017-го, когда украинцы массово начали оформлять «биометрику» – за последний год новые паспорта оформили более 5 млн. человек.

Вторая цифра – всего 555 тыс. украинцев воспользовались упрощенной процедурой пересечения границы с Евросоюзом за год действия «безвиза». Выходит, миллионы украинцев делают новые паспорта «про запас»?

А вот и нет! Они ездят в Европу по старым паспортам. Доказательство этому - третья цифра: по данным Госпогранслужбы, с начала введения «безвиза» страны ЕС посетило 20,3 млн. украинцев. Только четверть из них воспользовались новыми биометрическими паспортами. Например, границу с Польшей пересекли почти 10 млн. украинцев, с Венгрией – свыше 3 млн.

Теперь держитесь: знаете, сколько украинских граждан посетили ту же Польшу с туристической целью? Из 10 млн, только 5 тыс. указали туризм основным мотивом пересечения границы. Большинство, по данным Государственной службы статистики, посещали ЕС в 2017 году с «частными целями».

И, наконец, пятая цифра – $9,3 млрд. Столько, по данным НБУ, украинцы осуществили частных денежных переводов в 2017 году из-за границы. Эта сумма в пять раз превышает прямые иностранные инвестиции в украинскую экономику!

Не слишком радужная картина. «Безвиз» помог украинскому гастарбайтеру получить больше возможностей для нелегального заработка за границей. Украинцы едут зарабатывать, а не знакомиться с туристическими маршрутами «старушки Европы». После заработков в ЕС им хватает на отдых, но выбирают заробитчане бюджетный отдых на пляжах Анталии.

И пока украинцы трудятся за границей, правящие элиты взамен получают неплохой приток валюты в «убитую» украинскую экономику, что позволяет кое-как держаться на плаву. Вот поэтому очень грустно, когда нам рассказывают о том, что «безвиз» – первый шаг на пути к евроинтеграции.

Важно понимать: «безвиз» – это не реформа. Это упрощение бюрократических процедур, которые раньше создавали дополнительные барьеры для свободного передвижения украинцев по странам Европы. Настоящие реформы будут тогда, когда половина из заграничных поездок украинцев в ЕС станут туристическими.