Кого защищает государство под брендом «отечественного производителя»?
«Мы приветствовали каждого инвестора. Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство», – вспоминал Ли Куан Ю, говоря реформах.
К сожалению, за последние 3 года успехи всех украинских правительств в привлечении иностранных капиталов в страну более чем скромные. Украина находится на самых низких позициях в рейтингах конкурентоспособности, а в некоторых случаях – ее просто не замечают.
На днях, пересматривая аналитику различных западных изданий, ознакомилась с любопытным исследование американского портала «Howmuch». Авторы в своей статье анализировали взаимоотношение экономических свобод страны с уровнем притока прямых иностранных инвестиций по итогам 2015 года.
В топ-10 рейтинга попали наиболее динамично развивающиеся экономики мира – Китай (более $128 млрд инвестиций), Гонг Конг ($103 млрд), США ($92 млрд), Великобритания ($72 млрд), Сингапур ($67 млрд). При этом исследователи обратили внимание на то, что уровень привлечения инвестиций не всегда соотносится с высокими позициями конкретной страны в рейтинге экономических свобод.
В Украине далеко не все хорошо и с привлечением иностранных инвестиций, и с уровнем экономических свобод. По итогам первой половины 2017-го года, удалось привлечь чуть более $800 млн долларов (по итогам года эта сумма составить около $2 млрд).
Однако в самой структуре привлеченных инвестиций преобладают деньги компаний, зарегистрированных в офшорах – Кипре, Виргинских островах, Белизе. Это капиталы российских и украинских олигархов, которые выводят деньги в офшоры, чтобы меньше платить налогов. По большому счету, пока что основная масса иностранных инвестиций в Украину – это те деньги, которые раньше были выведены из экономики страны, а теперь вновь возвращаются под видом иностранных вложений.
Как разорвать этот круг? Сделать экономическую систему Украины «открытой» и понятной для иностранных инвесторов. Нужны реформы, благодаря которым будет создан благоприятный экономический климат. Их перечень давно известен.
Вопрос состоит только в том, какие сферы выбрать правительству для привлечения иностранных инвестиций. Их спектр может быть самый разный – от традиционных и альтернативных, до инновационных экономических ниш. Например, Ли Куан Ю не видел ничего плохого в том, чтобы привлекать инвестиции под игорный бизнес.
«Мы все прагматики. Если для того, чтобы выжить, нам нужно открыть определенный сектор экономики — мы его откроем. Необходимо всегда проверять решения вопросом «поможет ли это выжить и развиваться»? Если да — нужно делать. Я не люблю казино, но мир изменился. Если у нас не будет таких интегрированных курортов, как Лас Вегас, мы проиграем. Потому мы попробуем», – говорил реформатор.
К сожалению, внятных целей и предложений от украинского правительства – куда и в какие сферы вкладывать деньги иностранным инвесторам – мы не услышали.
К тому же, мы продолжаем строить «закрытую» систему. Ориентированную не на мелкий и средний бизнес, на привлечение иностранных инвестиций, а заточенную на олигархов и большой бизнес. Показательным стало принятие в первом чтении скандального законопроекта «Покупай украинское».
Этот документ, по задумке авторов, якобы призван защитить национального производителя, предоставляя ему значительные преференции в госзакупках. В законопроекте прописано, что украинский производитель получает преимущество в торгах, даже если его ценовое предложение на 25%-43% выше, чем у конкурентов, предлагающих импортный товар.
В министерстве экономического развития и торговли уверены, что государство переплатит поставщикам более 45 миллиардов гривен только потому, что они украинские. При этом не факт что продукция и услуги будут более качественными, чем иностранные аналоги. Закон нарушает некоторые положения Соглашения об Ассоциации с ЕС и создает коррупционные риски. Конечно же, в таких условиях иностранные инвесторы работать не захотят, а тем более – вкладываться в производство в Украине. В итоге, наибольшую выгоду от нового закона получат владельцы крупного бизнеса.
Пример с законом «Покупай украинское» показателен тем, что мы не получим ни притока инвестиций, ни роста экономики. Мы в который раз убьем конкуренцию, закроемся от иностранных инвесторов и проспонсируем офшоры олигархов. Такой протекционизм не работает. Без понятных и прозрачных правил ведения бизнеса, без здорового инвестиционного климата все наши действия по защите национального производителя в дальнесрочной перспективе не приведут к росту экономики и будут обречены на провал.