Известныйполитический деятель, грузинский реформатор Каха Бендукидзе однажды дал хорошийсовет, как изменить налоговую систему Украины.


«Украиненужен бюджет, который базировался бы нахорошем сборе низких налогов. Я не знаю, как можно прозрачно собрать больше35% ВВП. Сегодня налоги собираются плохо, потому что много в тени», – сказалон.

Ксожалению, к этим советам в Украине никто не прислушивается. Вместо того, чтобысоздать простую и прозрачную систему администрирования налогов, власть начинаетатаковать упрощенку.

Причемс разных углов.

И.о.главы Государственной фискальной службы Мирослав Продан в одном из интервью заявил:единый налог использует крупный бизнес, чтобы платить меньше, поэтому еговообще нужно отменить.

В тоже время, в парламенте пять нардепов зарегистрировали законопроект,в котором предлагают обязать тех, кто работает на едином налоге, использоватькассовые аппараты, если они используют отдельные объекты торговли площадью от150 кв. метров и отдельные помещения площадью от 100 кв. метров. Если законпримут, от упрощенки мало что останется.

Аведь еще есть рекомендации усилить требования к «упрощенке» в подписанном меморандумес МФВ. Оппоненты единого налога используют документ как «железный аргумент» всвоих спорах. Мол, МВФ против «упрощенки». Хотя на самом деле Международныйвалютный фонд волнует, как мы вернем кредиты, а не то, какие налоги установим.  

Тогдапочему началась новая волна атак на предпринимателей, работающих на единомналоге?

Однаиз версий – крупный бизнес, у которого есть мощное лобби в парламенте, пытаетсяустранить конкурентов и переложить на них часть налоговых обязательств. Возможностинереформированной сырьевой экономики Украины сужаются, конкуренция за ресурсырастет, почему бы не подвинуть самых мелких? И неважно, что это миллионырабочих мест по всей стране, в то числе в небольших городах, где работы оченьмало.

Воттолько «прижать к ногтю» предпринимателей не удастся. Кто-то уедет из страны,кто-то уйдет в тень, а кто-то просто прекратит работу. Готово ли государствоувеличить социальные выплаты бывшим предпринимателям? Уверена, что нет.

Тогдачто можно было бы сделать вместо ликвидации «упрощенки»? Много чего, но яостановлюсь на двух инициативах.

Во-первых,не следует забывать о запуске экономики путем кредитования малого и среднегобизнеса. Банковский сектор мог бы стать локомотивом перемен в стране, одним изстолбов экономического роста и реформ. Сейчас же для предпринимателей кредитныесредства – слишком дорогие.

Во-вторых,интересный рецепт давал Каха Бендукидзе. Он советовал начать с теневого сектораэкономики, а не продуцировать тень. Например, он призывал отказаться отналоговой тайны и все данные об уплате налогов юридическими лицами публиковатьв интернете. При этом, новация не должна затрагивать физлиц.

Нодля таких решительных и неординарных шагов нужна воля и желание.

Каквсегда, украинским чиновникам куда легче просто запретить или ликвидироватьчто-то, параллельно еще сильнее «прижав» тех, кто был готов добросовестноплатить налоги. В таких ситуациях стоить помнить: пружина имеет свойство нетолько сжиматься, но и с такой же силой разжиматься.