Долгое время одной из главных проблем инфраструктурного строительства в Украине было объединение ролей заказчика и ответственного за проверку качества работ в лице одних и тех же структур. Однако в 2000 году в дорожной отрасли появилась альтернатива - именно тогда в Украине был подписан первый контракт FIDIC на реабилитацию автомобильной дороги М-06 общей стоимостью 75 миллионов евро, который предполагал введение так называемого "треугольника качества" в лице заказчика, подрядчика и независимого инженера-консультанта.

Зачастую одной из главных проблем при реализации крупных инфраструктурных проектов является ненадлежащий контроль за качеством строительства. Например, его причиной может быть ошибка со стороны подрядчика или недосмотр на уровне заказчика. Также дефекты качества могут возникать в связи с теми или иными коррупционными махинациями, когда подрядчик сознательно выполняет работы не в полном объеме. При этом представители заказчика знают о потенциальной проблеме, однако не препятствуют ее возникновению и не требуют устранения.

Но убрать систему, при которой возникают многие подобные ошибки, вполне возможно. Один из наиболее универсальных и эффективных вариантов, как это сделать - ввести в проект третью независимую сторону. Во всем мире такой стороной выступают инженеры-консультанты, в сферу ответственности которых входит полный контроль за соблюдением требований при реализации контрактов.

Глобально работу инженеров- консультантов координирует организация FIDIC. Один из ее самых важных прикладных инструментов - это так называемая "красная книга", в которой содержатся типичные положения для контрактов гражданского строительства, где и отражены основные положения и принципы работы подрядчика, инженера и заказчика.

У применения условий FIDIC есть свои серьезные плюсы. Во-первых, это типичные контракты, которые являются привычными для подрядчиков со всего мира. Значит, фирмы могут не тратить очень серьезные средства на изучение местных типовых договоров и, соответственно, договорного права каждой страны, где они работают. Во-вторых, это определенные рамки для заказчиков и подрядчиков, выход за которые может быть чересчур очевиден, и поэтому не так вероятен.

Также контракты FIDIC четко определяют полномочия и сферу ответственности инженера - независимого консультанта по проекту, основная задача которого

Зачастую на услуги инженера-консультанта тратится от 2 до 5% от суммы контракта. При этом на этапе тендера, 80% конкурсной оценки составляет опыт ключевого персонала (пяти ведущих работников) той или иной компании. Что касается экономической целесообразности получения столь недешевых услуг, то гарантия качества реализации проекта, подкрепленная, в том числе, страховкой инженера на случай ошибки, является вполне оправданной платой за их вклад в реализацию проектов.

Интересно и то, что обычно вместе с иностранными инженерами, которые руководят работой, фирма-консультант также нанимает их украинских специалистов. Во-первых, таким образом происходит обмен знаниями. Стоит отметить, что не только наши инженеры получают информацию от своих зарубежных коллег, но часто и наоборот. Во-вторых, украинские инженеры

С другой стороны, даже такой инструмент нельзя считать панацеей. Условия внешней среды постоянно меняются, и поэтому контракты, которые принимаются по всему миру и претендуют на статус по-настоящему универсальных, должны соответствовать целому ряду требований. Именно для этого в сентябре 2018 года в штаб-квартире Европейского банка реконструкции и развития в Лондоне проходил большой ивент. На нем присутствовали представители ассоциации подрядчиков, инженеры-консультанты, а также крупные заказчики, среди которых также уполномоченные представители "Укравтодора".

Вместе мы обсуждали нынешние проблемы с контрактами FIDIC для разных сторон, и искали возможности для их исправления. Также проходил семинар, на котором представители организации рассказывали о последних изменениях в контрактах FIDIC версии 2017 года по сравнению с "красной книгой" от 1999 года. Чаще всего они имеют точечный характер, однако в подобных вопросах именно знание деталей является наиболее важным аспектом. Например, с 2017 года расторжение контракта любой из сторон происходит спустя определенной срок с момента получения извещения второй стороной, а не его выдачи первой. На практике это кажется очень логичным, однако даже такие изменения требовали определенного времени для их принятия.

В свою очередь, Украина также рассказала о тех проблемах с контрактами FIDIC, с которыми мы столкнулись за почти 18 лет их применения. К примеру, одна из них - это условие, по которому подрядчик может в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если ему не был выплачен аванс в течение 180 дней с момента подписания договора. С другой стороны, аванс физически невозможно выплатить до тех пор, пока подрядчик не создал тут собственное представительство и получил статус плательщика НДС. Довольно странная коллизия, которая давала определенные возможности для манипуляций.

Также есть вопросы к штрафным санкциям против подрядчиков. Начисленные и удержанные заказчиком штрафные санкции за несвоевременное выполнение работ подрядчиком, фактически, остаются неиспользованными на счетах международной финансовой организации.  Механизм получения заказчиком этих средств не предусмотрен условиями контракта.

Все это по отдельности может показаться довольно несущественными компонентами. Тем не менее, такое внимание даже к небольшим деталям еще лучше показывает перспективность контрактов FIDIC. Желание идти на диалог и узнавать о проблемах и находить решения с учетом специфики работы во многих странах и обширного опыта разных сторон - это и есть залог будущего глобального стандарта, который даст возможность очень сильно снизить транзакционные издержки заказчиков и исполнителей. И, как результат, положительно скажется на стоимости, качестве и сроках проведения работ.