Первичный документ является объектом исследования до и вовремя налоговой проверки. Первичке всегда уделялось особое внимание, ведь это важный инструмент не только для бухгалтерского, но и налогового учета. Именно первичными документами плательщик доказывает в суде правомерность формирования им расходов или налогового кредита по налогу на добавленную стоимость.

Но, наличие всех необходимых и правильно составленных первичных документов, не исключает для налогоплательщика, возникновения претензий со стороны налоговой к данным его налоговой отчетности. 

Еще на стадии проведения проверки налоговый инспектор позволяет себе сделать вывод о том, что сделка плательщика с контрагентом - “безтоварная” или “фиктивная”, и на лицо якобы признаки “сомнительной деятельности”. Такие рассуждения приводят к выводу, что первичные документы, составленные такими лицами, не имеют юридической силы, а значит не могут быть основанием для формирования показателей бухгалтерского и налогового учета. 

Конечно же, налоговые обязательства можно потом обжаловать в судебном порядке, но все тяжбы доказывания ложатся именно на плечи налогоплательщика. И на практике далеко не всегда первичные документы являются для суда бесспорным доказательством реальной сделки.

Еще в 2011 году в письме № 742/11/13-11 Высший административный суд Украины указал, что любые документы (в том числе договоры, накладные, счета и т.п.) имеют силу первичных документов только в случае фактического осуществления хозяйственной операции.

Если же фактического осуществления хозяйственной операции не было, соответствующие документы не могут считаться первичными документами для целей ведения налогового учета даже при наличии всех формальных реквизитов таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
Обратите внимание на законопроекты от 12.07.2016 № 4954 и № 4955, которые предполагают внесение изменений в Закон Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” и Налоговый кодекс Украины, в части признания первичных документов недействительными.

Для признания документов плательщика недействительными, контролирующий орган должен будет обратиться в суд и доказать факт неосуществления хозяйственной операции, в отношении которой такие первичные документы были составлены. Такие первичные документы теряют свою юридическую силу и не могут учитываться при формировании показателей бухгалтерского и налогового учета плательщика.

То есть только при наличии такого решения суда контролирующий орган может утверждать о неправомерном формировании расходов или налогового кредита по НДС на основании недействительных первичных документов. 

С одной стороны, это может быть и к лучшему, ведь в таком случае, закон четко устанавливает случаи, когда первичные документы могут быть признаны недействительными и не могут подтверждать показатели бухгалтерских данных и налоговой отчетности.

С другой стороны, эти изменения могут стать очередным способом давления на бизнес. Ведь законопроект предусматривает внесение точечных изменений, то есть, дополнить/изменить конкретную норму в конкретный закон, а вот механизм реализации контролирующим органом своих новых полномочий пока в проекте не прописан.

Если все-таки эти законопроекты получат шанс на жизнь, стоит быть бдительными не только в выборе своего контрагента, но и в выборе правильной коммуникации с налоговой. Ведь предупредить заболевание гораздо проще, чем потом избавиться от всех его последствий.