Мы все пытаемся построить планы на год. Проводим стратегические сессии: кто-то для компании, кто-то и для своего собственного развития. При этом любая грамотная стратегия учитывает условия, в которых будут реализованы основные тенденции развития ожидаемых событий и действия ключевых игроков. И к моему большому сожалению, на международной арене наша страна таким игроком пока так и не стала.

В начале года прочел специальный выпуск The Economist о прогнозах на 2019 год World in 2019 (https://goo.gl/rfCDmi). И знаете что? Украины в глобальной повестке дня нет вообще. Разве что в качестве потенциального источника нестабильности. А это значит, что и в этом году мы вынуждены будем играть по правилам, которые для нас создают другие, то есть, те, кто задумывается над собственной стратегией не на период “от выборов до выборов”, а на 10, 20, 100 лет вперед.

Ни Украина как страна, ни украинские компании пока что на мировую повестку дня не влияют. Мы безнадежно отстаем. Уже сейчас во всем мире государственная машина не поспевает за вызовами времени, бюрократия выглядит тяжелой и неповоротливой, электронный документооборот и глобальный тренд на диджитал перевариваются очень медленно. Все больше государственных функций перенимают внешние поставщики и разработчики ИТ-систем. Оформление документов, выдача лицензий, отчетность и финансовая информация - множество цифровых платформ решают эти задачи быстрее и эффективнее, чем государство. И при этом не берут взяток. Что мы имеем в Украине? Несколько современных решений (отдельный респект новой сверхбыстрой выдаче заграничных паспортов) значительно облегчили жизнь рядовым украинцам. Но что для бизнеса? А ничего. Возврат НДС,заявка на перевозку вагонов “Укрзализныцей”, проверки контролирующих органов, взятки и решалы. Коррупционеров ловят и сразу отпускают (а иногда и торжественно восстанавливают на службе). Все это - старый добрый бизнес “по-украински”, а добавьте к нему еще предвыборных специйи получите картину глубокого внутреннего кризиса.

Как может страна в таком положении играть на мировом рынке? Как она может конкурировать со странами, которые находятся уже на другом эволюционном этапе развития? Вопрос риторический. И что хуже всего, ни один из кандидатов в президенты или представителей их политический сил не предлагают простую и внятную стратегию развития страны.

А ведь у нас не просто должна быть четкая стратегия, она должна быть намного более амбициозна, чем у представителей других стран. Ведь как говорил Шимон Перес: “Мечтайте о большем. Чем больше ваша мечта, тем большего вы добьетесь”.

Очевидно, что последние пять лет наш мир проходит новый виток стремительного развития, и передовые страны пытаются максимально подстроиться под новые реалии. Так, к примеру, в Harvard Negotiation Institute отменили курс о предварительной подготовке к переговорам, потому что мир меняется слишком быстро. Всего за несколько дней компания может превратиться из многообещающего поставщика в банкрота, и уже просто не с кем будет вести переговоры. Или возьмем турецкий  псевдо “переворот” 2016 года, когда массовые протесты были организованы и подавлены всего за несколько часов: мы ложились спать, когда еще ничего не началось, а проснулись, когда уже все закончилось. 

Стратегию строят все - и крупные компании, и страны. Tesla собралась пересадить всех на электромобили. SpaceХ - переселить человека на Марс. КНР создаёт единую азиатскую инфраструктуру логистики, которая станет крупнейшей в мире и позволит в разы ускорить доставку “made in China” в любую точку мира. А что собралась сделать Украина? У нас нет четкой позиции по рынку земли, налогообложению, социальным стандартам - все они меняются кардинально, иногда в рамках одного года или даже полугодия. 

Мы сами не понимаем, что у нас на повестке дня. Медицина? Финансы? Агро? ИТ? Образование? Инфраструктура? Космические программы или искусственный интеллект? Мы повышаем налоги, чтобы платить высокие пенсии, или мы снижаем налоги, чтобы украинцы наконец-то научились зарабатывать сами, стали нацией предпринимателей, а не иждивенцев МВФ? Мы будем поддерживать из последних сил умирающий автопром или вложим наши небольшие пока ресурсы в то, что у нас покупают лучше, например, развитие ИТ-услуг? Будем ли мы бесконечно продавать сырье, или наконец озаботимся созданием продукта с добавленной стоимостью? Вот на такие вопросы должна отвечать хорошая стратегия страны.

Какой она должна быть?

Во-первых, краткой. Все эти программы на тысячи листов являются ничем иным как набором шаблонов и ложных утверждений, которые плохо согласуются между собой. Наверняка их авторы рассчитывают, что никто в здравом уме не дочитает этот бред до конца. Что ж, они правы. Но это ничем не поможет стране. Я уверен, что стратегия должна быть краткой, содержать максимум 10-15 пунктов и их сжатое обоснование. Все это может уместиться на одну страницу формата А4. А зачем больше?

Во-вторых, стратегия должна быть четкой. Она не должна нравиться всем - лозунги “за все хорошее и против всего плохого” - универсальны, и они ни к чему не приводят. Правильная стратегия - это выбор. Выбор между разными возможностями, ни одна из которых не является идеальной. 

Именно в этом, как мне кажется, главная проблема стратегии. Мы боимся решиться. Мы боимся взять ответственность за свой выбор и нести её. Мы боимся и победить, и проиграть. И потому прячемся за километровыми талмудами и размытыми формулировками. А зря. Единственное, чего нам стоит бояться уже сегодня, это то, что мы так и не сделаем свой выбор и останемся за бортом мировой истории.