Уступка права требования плательщиком единого налога
Плательщик единого налога (ФЛП илиюридическое лицо) осуществил поставку товаров покупателю, но последний не оплатилих в срок, предусмотренный договор. В результате плательщик единого налога,чтобы получить хотя бы какую-то компенсацию стоимости товара, принял решениепереуступить право требования новому кредитору за плату.
Имеетли право плательщик единого налога заключать подобные сделки?
Необходимо отметить, что согласно пп.14.1.255 п. 14.1 ст. 14 НК Украины уступка права требования - операцияпо переуступке кредитором прав требования долга третьего лица новому кредиторус предварительной или последующей компенсацией стоимости такого долга кредиторуили без такой компенсации.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что всоответствии с п. 291.6 ст. 291 НК Украины плательщики единого налога первой -третьей групп должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненныеработы, оказанные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и /или безналичной).
Следует сказать, что данный вопрос уже длительноевремя является предметом рассмотрения со стороны фискальных органов. Ноосновная проблема заключается в том, сами контролеры никак не могут прийти кединому выводу. Например, ГФС Украины в своем письме от 27.11 2015 года №25434/6/99-99-15-03-01-15[1] указывает, что заключениедоговора переуступки права требования долга юридическими лицами - плательщикамиединого налога третьей группы является механизмом расчета по сделкекупли-продажи товаров (работ, услуг) не в денежной форме, а следовательно недает права субъекту хозяйствования применять упрощенную систему налогообложения,учета и отчетности. Аналогичное умозаключение содержится и в консультации,размещенной в Общедоступном информационно-справочном ресурсе в категории 107.04(имеет ли право ФЛП - плательщик ЕН заключать договоры переуступки правтребования по обязательствам (перевод долга)?)[2].
В то же время на практике встречаются и положительные консультации.Так, ГУ ГФС в г. Киеве в письме от 04.05.2016 года № 10296/10/26-15-12-04-18[3] прописало, что законодательствомне предусмотрены ограничения по уступке права требования плательщиками единогоналога, но расчеты с кредиторами такими плательщиками могут осуществлятьсятолько в денежной форме. По сути, фискалы продублировали положения, которыенашли свое отражение еще в письме Министерства доходов и сборов Украины от27.02.2014 года № 4167/5/99-99-17-02-02-10[4].
Как можно увидеть, в течение последних нескольких летпозиция налоговиков неоднократно менялась, хотя сами правовые нормы непретерпевали существенных изменений. В защиту контролеров стоит сказать, чтовсе вышеперечисленные письма представляют собой ответы на вопросы, которые былиизложены в запросах тех или иных субъектов хозяйствования. Соответственно, еслиэти вопросы не были должным образом детализированы, то и ответы на них не моглибыть четкими.
Придерживаясь позиции правомерности заключенияплательщиками единого налога договоров уступки права требования, нельзяоставить без внимания умозаключения, сделанные представителями судейскогокорпуса. В частности, Высший административный суд Украины еще в информационномписьме от 11.12.2013 года № 1713/12/13-13[5] резюмировал, что системноетолкование норм НК Украины не позволяет считать уступку права требования дляцелей учета по налогу на прибыль отдельной хозяйственной операцией, отличной отпродажи товаров. Такая операция является разновидностью операции по продажетоваров. Причем продавцом соответствующих товаров является лицо, осуществляющееуступку права требования по компенсации.
Следовательно, если плательщик единого налогапереуступает право требования за плату, то с позиции бухгалтерского учета этаоперация будет представлять собой ничто иное, как куплю-продажу товара, аименно права требования. В результате будут соблюдаться положения п. 291.6 ст.291 НК Украины в части осуществления расчетов за отгруженные товары(выполненные работы, оказанные услуги) исключительно в денежной форме (наличнойи /или безналичной). Тем не менее, желательно получить у фискалов индивидуальнуюналоговую консультацию, чтобы окончательно убедиться в правильности выбранноговарианта поведения.