Безрезультативные результаты саммита "Большой двадцатки"
Саммит «Большой двадцатки» в Мексике стал самым ожидаемым событиемначала лета. И это не удивительно. Казалось бы, если кто и в состоянии решитьмировые проблемы так это лидеры 20 наиболее мощных экономик планеты. Тем более,что традиционный западный элитный клуб «G7», фактически признал неспособностьсправиться с последствиями своих же собственных финансово-экономическихпросчетов. Однако, как показали итоги встречи, расширение количества участников за счетразвивающихся стран не помогло достичь желаемых результатов. Ни по одному иззаранее анонсированных вопросов – реформирование МВФ, обеспечение устойчивого исбалансированного роста глобальной экономики, укрепление архитектуры мировойфинансовой системы, продовольственная безопасность и создание новых рабочихмест – не было принято конкретных решений. Кроме общих фраз и итоговых, ни к чемуконкретному не обязывающих деклараций, можно выделить одно решение - предоставить для МВФ круглую сумму в 450миллиардов долларов. То есть, лидеры 20 ведущих экономик мира, совокупнопроизводящих 80% мирового ВВП, не смотря на все существующие между нимипротиворечия и споры, решили не скупиться. А противоречий оказалосьдействительно предостаточно. Так, в ходе саммита президент США Барак Обамапо-отечески журил Европу за неспособность вести согласованную финансовуюполитику. Соглашаясь с данным фактом, в ответ лидеры ЕС напоминали о том,откуда собственно и начался кризис, а еще в открытую поднимали вопрос о доверииамериканским рейтинговым агентствам. В отношении Китая, Европа уже совместно соШтатами продолжила давление, требуя от Поднебесной укрепления юаня. В своюочередь, Китай вместе с другими странами БРИК выступал за увеличениесобственного влияния в Международном Валютном Фонде, однако без особого успеха.Еще боле ярко проявилось напряжение между Россией и США. Двухчасовая (а ранеепланировалась на 1 час) встречаВладимира Путина и Барака Обамы не помогла лидерам стран прийти к общему мнению.В частности, полученный в итоге шестистраничныйдокумент соглашений не содержал ничего нового, кроме демонстрации готовности совместнорешать проблемы: давить на Иран и КНДР, требуя выполнение резолюций СБ ООН,помогать Афганистану, поддержать план Кофи Аннана по Сирии, вести переговоры поПРО, отменить поправку Джексона-Вэника, защищать усыновленных детей и облегчитьвизовый режим. Необычную сложность переговоров заметили и присутствующие на саммитежурналисты. Так, по мнению TheNewYorkTimes, пресс-конференция после встречидвух президентов на G20 представляла собой "мрачную картину, которая выражаларазочарование обеих сторон".
"Охранники потратили несколько минут на то, чтобыспровадить журналистов из комнаты после того, как прозвучали заранееподготовленные заявления лидеров. Все это время оба президента продолжалисидеть бок о бок, глядя прямо перед собой, - никаких светских разговоров,никакого общения, вопреки обычному поведению глав государств передтелекамерами", - отмечает журналистка Хелен Купер.
Таким образом, мы видим, что встречи лидеров большойдвадцатки по своей результативности, вернее безрезультативности, все большенапоминают заседание «G7», которое, кстати, совсем недавно Президент России вежливопроигнорировал. Если же говорить о ближайших прогнозах то, по моему мнению,отсутствие конкретных решений на саммите означает, что проблемы мировойфинансовой системы продолжат накапливаться. Ни куда не денутся ифундаментальные противоречия между основными глобальными игроками, и рано илипоздно решать их все-таки придётся. Самые конфликтные точки мира уже определены– это противостояние в Сирии, продолжающееся давление на Иран, победное шествиерадикального исламизма в Северной Африке.
В настоящий момент эти вопросы еще можно решить мирным путем,и именно «двадцатке» при желании это может быть под силу. В противном случаеразрешать данные проблемы будет война, которая впрочем, по меткому определениюпрусского военного теоретика генерала Карла фон Клаузевица, есть не что иноекак «продолжение политики другими средствами».
Что же касается нашей страны то итоги саммита, похоже, несулят Украине облегчения ее нынешнего положения. Напряженная ситуация вЕвросоюзе и еврозоне означает усложнение выхода Украины на международные рынкизаимствования и ограничение возможностей для нашего экспорта в ЕС. За 20 летнезависимости мы пока не стали самостоятельным субъектом геополитики, поэтомуможем только наблюдать за формирующимися процессами и ждать изменения свойсудьбы вследствие чужих решений.