Впоследние дни сентября Президент Украины Виктор Янукович подписал закон "Осистеме депозитарного учета ценных бумаг". Согласно новому закону уже в ближайшеевремя учетом прав собственности в стране будут заниматься специально созданные дляэтого новые учреждения - единый центральный депозитарий и единый расчетный центр.Если говорить относительно депозитария, то данную инициативу народных избранниковможно только приветствовать: с многолетним соперничеством и тихой враждой Всеукраинскогодепозитария ценных бумаг и Национального депозитария Украины уже давно пора заканчивать.Да и международные финансовые организации уже неоднократно акцентировали вниманиена необходимости создания единого депозитарного учреждения.  Вот только амбиции и лоббистские возможности противоборствующихсторон не позволяли сделать это раньше. Пока остается открытым вопрос, на базе какогоиз существующих депозитариев будет создан Единый центральный депозитарий. В частности,по мнению Игоря Прасолова, председателя совета Национального банка Украины, этодолжен быть государственный НДУ.

Значительноболее негативную оценку среди участников рынка вызвала инициатива создания «Единогорасчетного центра». Как утверждают создатели закона, ЕРЦ должен будет стать центральнымконтрагентом для всех фондовых бирж (я напомню, что сегодня их у нас 10). А уставныйфонд в размере 120 миллионов гривен позволит ему взять на себя все риски невыполнениясделок. Владельцем контрольного пакета в 75% акций станет НБУ, который впрочем,после запуска системы, в течение нескольких лет,  уменьшит его до 25%.   Преимуществановой системы один из творцов данного закона Игорь Прасолов описывает так:

«Сегодняна наших биржах происходит торговля по принципу «Т+0», то есть перед сделкой и продавеци покупатель обязаны задепонировать деньги или акции на счетах. В мире такого нет,и на развитых рынках действует система «Т+3», когда расчеты происходят через тридня, что и заложено в новом законе. Центральный контрагент становится необходимымусловием данной системы и у него главная функция: гарантия выполнение всех сделок.Однако в эту структуру нужно инвестировать очень много денег, которых у рынка простонет. НБУ как один из главных учредителей готов инвестировать деньги и готов гарантироватьисполнение сделок. Более того, в законе написано, что НБУ в случае проблемы с ликвидностьюможет эту ликвидность дать. Поэтому это очень большой плюс и дополнительный стимулдля прихода иностранных инвесторов на наш рынок».

Однакоучастники рынка почему-то не оценили такого королевского подарка. 20 сентября вкачестве протеста против нового закона «Украинская биржа» даже приостановила торги.Основные вопросы вызвала необходимость создания такой структуры как «Расчетный центр».

Вотчто говорит по этому поводу глава правления Украинской Биржи Олег Ткаченко: «Ниодна рыночная организация не может спокойно относится к тому, что создается искусственнаямонополия на рынке. Не знаю примеров, которые бы показывали, что монополия - этохорошо. Монополизация и рынок чужды друг другу. А в Украине создается супермонополистпо двум важнейшим функциям. Первая функция – денежные расчеты по сделкам. И, главное,не только по ценным бумагам, а и по другим финансовым инструментам. Мне кажется,что участники или будущие участники товарных рынков не понимают, что срочные контракты,фьючерсы на зерно, сахар, кукурузу также подпадают под действие этого закона и монополистаРЦ, так как именно он будет их обслуживать. И вторая монополизируемая функция -это клиринг. Фактически эта редакция закона монополизирует весь клиринг».

Еслиговорить о моей позиции, то я могу понять благие намерения творцов законопроекта,которые пытаются исправить национальные особенности нашего фондового рынка. Ведьимея 10 фондовых бирж, 3 депозитария, 692 торговца ценными бумагами, 383 хранителяценных бумаг, 350 управляющих компаний действующего фондового рынка мы до сих портак и не получили, а объёмы торгов акциями остаются на мизерном уровне. Однако искусственнаямонополия очень редко означает стремительное развитию и процветание, чаще всегорезультат прямо противоположный. Поэтому я согласен скорее с мнением участниковрынка, которые протестуют не против участия Национального Банка – это как раз положительныйфактор, а против непонятной структуры, наделенной существенными полномочиями. Икоторая к тому же будет контролировать и вести учет всех прав собственности на фондовомрынке страны. К сожалению, пока к участникам рынка не очень прислушиваются, но дажепосле принятия закона остается год пока он вступит в силу.  И именно это время, по моему мнению, необходимомаксимально использовать для донесения своей позиции на рыке.  Как утверждает одна мудрая книга: «стучите и вамоткроют».