Недавно завершился саммит стран Азиатско-тихоокеанскогосотрудничества, который, безусловно, стал основным мировым событием первойдекады сентября. Мероприятие во Владивостоке собрало представителей 21 страныАзиатско-Тихоокеанского региона. Если немного в цифрах, то вэкономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на нихприходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли. Не случайно, чтоделегации большинства стран возглавили первые лица. 

Учитывая масштабы экономик и влияние собравшихся лидеров, планыи амбиции России вполне понятны. Пока Европа стагнирует и трещит по швам, РФперенаправляет вектор  экономическогосотрудничества на бурно развивающиеся тихоокеанские рынки. Об этом прямым текстомзаявляют и высшие чиновники Федерации. Так президент России Владимир Путин в статьеThe Wall Street Journal "Владивосток-2012: российская повестка для форумаАТЭС" озвучил поистине грандиозные планы.  "Таможенный союз, ЕЭП, а в перспективе иЕвразийский экономический союз, на наш взгляд, призваны не только эффективновписаться в глобальные экономические процессы, но и играть активную роль вформировании региональной и международной повестки дня. И Таможенный союз, иЕдиное экономическое пространство построены полностью на принципах ВТО. Этопозволит нашим новым партнерам работать и с Белоруссией, и с Казахстаном наодних условиях", - считает глава российского государства.

"Мы считаем, что интеграционное объединение, котороесоздают Россия, Белоруссия и Казахстан, способно играть заметную роль вглобальном развитии и стать связующим звеном между Европейским союзом и АТР. Ав перспективе можно подумать о более тесной "стыковке" экономическихрежимов, правил технического регулирования, действующих в ЕС, в АТЭС и в рамкахЕвразийского экономического союза. Тем самым - предложить универсальные,понятные правила для работы бизнеса на впечатляющем по своим масштабампространстве Евро-Атлантики, Евразии и АТР", - пишет Путин.

У меня данная статья вызвала двоякие чувства. Конечно же,учитывая масштабность, длительность и безумную дороговизну данного проекта,президента России очень легко назвать «кремлевским мечтателем», который просто непредставляет всей сложности воплощения данных планов. Или обыкновеннымказнокрадом-чиновником, характерным для постсоветского пространства, чтополучает моральное и материальное удовлетворение от строительства «потёмкинскихдеревень». Но дело в том, что Владимир Владимирович не относится ни к одной изназванных категорий. Большинство его масштабных проектов, которые в начале, оппонентыиначе как бредом, блефом или «роспилом» не называли, было все-таки реализовано.Можно вспомнить и инфраструктуру во Владивостоке к самому саммиту (затраты $21миллиард!!!) и навигационную систему «Глонасс» (больше 100 млрд рублей), игражданский «Суперджет» ($3,5млрд), и «Северный поток» ($10,6 миллиардов), и даже функционирующий Таможенный союз. При этом вовсех случаях были неудачи, существенная задержка по срокам, стремительное увеличениестоимости, космические коррупция и воровство. Но, тем не менее, самое главное,что все они были завершены, успешно функционируют и постепенно начинаютвыполнять поставленные задачи и приносить прибыль. Именно поэтому кполуфантастической (на сегодня) идее Путина сделать Россию связующимтранспортным мостом между Востоком и Западом следует относиться более чемсерьезно.

В частности, очевидно, что если торговцы получат возможностьперевозить грузы быстрее, дешевле и безопаснее (в Арктике пока сомалийскихпиратов нет), то отказ от традиционного маршрута в пользу северного морскогопути станет только вопросом времени. Не менее привлекательной может стать иТранссибирская магистраль, если обеспечит прямой транзит грузов из Европы вЯпонию по территории с едиными правилами, законами и таможенными сборами. Тоесть в случае успешной реализации данных проектов, Россия и соответственноТаможенный союз, взамен Европы, снижающей потребление, получают практическибезграничные азиатские рынки. А кроме того,  возможность снимать сливки с постоянноувеличивающегося транзитного потока (по оценкам экспертов ДеловогоКонсультативного совета АТЭС, объем транзита между Европой и АТР по российскойтерритории к 2020 году увеличится не менее чем в 5 раз). Сориентировавшись в текущеймировой ситуации, и ожидая дальнейшего падения экономики ЕС, Россия, Казахстани Беларусь делают ставку на внутренний рынок и еще более перспективныйТихоокеанский регион. А в свете последнего антимонопольного расследования, которое ЕС проводит в отношенииГазпрома, такая стратегия выглядит более чем актуальной. Украина же за двадцатьлет так и не определилась с приоритетами своего развития. Пытаясь поймать двухзайцев одновременно, мы можем потерять обоих. Так рецессия в ЕС уже почтигарантировано означает серьезное уменьшение нашего экспорта, как это было в2009 году. С другой стороны, более жесткие ограничения и защита собственного рынка Таможеннымсоюзом, уже больно ударяют по нашим производителям (достаточно вспомнить потериавтомобильного сектора). В свете продолжающей ухудшатся ситуации в мировойэкономике, очевидно, что Украине предстоит уже в ближайшее время определиться сприоритетами своего развития и выбрать между Востоком и Западом.  В противном случае, мы можем оказаться на обочинемировой экономики, со стороны наблюдая за происходящими в ней процессами исделками. В отношении последнего саммита АТЕС – именно так и происходило. А вотчто будет в дальнейшем – полностью зависит от нашего выбора.