В мае 2015 руководитель России подписал закон об ограничении деятельности любой неправительственной организации на территории РФ и возможности признания ее нежелательной. Так любая общественная инициатива от фонда за спасение совы-сплюшки и до объединения за чистые дороги в Астрахани за малейшее подозрение в связи с иностранными организациями может быть в 36 часов ликвидирована, их деятельность приостановлена, организаторов могут судить. Все эти казни для гражданского общества кроются за объемной формулировкой признать нежелательными…

 Но дело даже не в этом факте. Уже почти год Россия, упорно доказывая свою самодостаточность и независимость от цивилизованного мира, тщательно выжигает все новые мосты. Абсолютно обалдевшая от собственной безнаказанности, сдавливающая санкционные порезы своей экономики духовными скрепами, «начиненная ядерными боеголовками Буркина-Фасо» уверенно замыкается в своей одинокой гордости в понятном только ей мире. Люди из высших кремлевских кабинетов, с экономическим мышлением плотника, отчаянно вбивают последние гвозди в гроб интегрированности российской экономики.

Но чем подтопленный корабль российской экономики полезен Украине, кроме как новым поводом позлорадствовать бедам соседнего государства? Украина может многое извлечь из бегства внешних капиталов и проектов. Средства, инвестиции, производственные мощности есть. Осталось предложить проекты реализаций и подготовить основную базу для начала такого сотрудничества.

 Нужно сразу оговориться, что речь идет не только о капиталах и инвестициях. Россию покидают целые офисы международных и транснациональных компаний. Технологии, информационные корпорации, IT-обслуживание, банки и базы селекционирования – все это и может дать ряду направлений нашей экономики обновляющую силу денег и инноваций, стоит только побороться.

А бороться есть с кем. По логике дел, большая часть предприятий, промышленных компаний и офисов осядет в близлежащих от РФ странах. Это связано и с вопросами логистики, транспорта, региона обслуживания, даже с особенностями ментального устоя. В борьбе за освободившиеся рынки мы встретимся с промышленной перспективной Казахстана, потеплевшей к иностранцам Беларусью, модной и либеральной Грузией, а также еще с рядом стран.

Но стоит заметить сразу, что значительная часть предложений для Украины не есть актуальной. Было бы губительно пропустить на внутренние рынки крупнейших трейдеров рапса и подсолнуха, которые ушли с Российской пахоты этой весной. Малоперспективным есть для нас ряд банков и фондовых организаций, абсолютно невыгодны, да и едва ли возможны проекты в военно-промышленной сфере, совместных аграрных корпорациях.

Мы представляем вам сферы и направления, где Украина уже в краткосрочной перспективе может получить выгоды из двухсторонних проектов с западными капиталами. Существенно пополнить конкурентную среду нашей экономики может бегущий из России пищепром. Так, фирмы «Данон» и CarlsbergGroup, сворачивающие свои заводы в России и ищущие необходимую площадку для производства, в нашем регионе вполне могли бы открыть производство на заводе «Янтарь» Николаевской области и в сумских молочных заводах. При совокупности производственных мощностей, персонала Украины и технологической помощи этих компаний Украина может получить вполне приличный пищепромовский актив.

Весьма перспективными могут быть сфера услуг и IT-сфера, уходящая из российской экономики. Так, немецкий флагман туризма TIM-Тревел, уходя из российской сферы тур/услуг, выставляет весьма выгодное близлежащим странам предложение на размещение своего офиса и ряда представительств, заключение контрактов с трансфертными предприятиями, внедрение интересных и новаторских систем пассажирской логистики, организацию туров и туристическую рекламу в страну своей дислокации. Для украинских Карпат, Одессы и Львова такое предложение может обернуться вплоть до 30% прироста турпотока, что уже было проделано этой туристической группой во время ее пребывания в России. Да и дело не только в этом. Такая мощная туристическая фирма, пусть и не с отечественной регистрацией, - верный признак прочности и надежности украинских турфирм. Что Беларусь, что Казахстан, что и Россия в последнее время столкнулись с отсутствием на их рынке глобального турагентства с выходом на огромные туристические сети во всем мире. Дислокация такого гиганта в Украине принесет существенное увеличение пассажиропотоков для наших аэропортов, создаст из 3-4 крупнейших городов региональные центры туризма, такую себе Восточно-европейскую перевалочную базу туризма.

IT-сфера, стремительно бегущая из России, уже подыскивает себе новую площадку для размещения. Разработчики Майкрософт и Скайп уже облюбовали офисы в Чехии и Венгрии ввиду их близкого размещения к необходимым коммуникациям. Но в нашей стране есть аналогичное место для размещения этих мощностей. Львовские разработчики давно превратили Западную столицу в центр IT -производства Украины. Экранные инновации, новаторство в играх и программных технологиях весьма органично могут дополнить кадрами и технологиями проекты Гугл и Скайп в модернизации связи и технологий передачи данных. Прогрессивные концепции охраны и сбережения информации Гугл могут быть поддержаны разработками киевских и львовских офисов.

 Кроме того, украинские офисы могут обслуживать информационный узел в целом регионе, в перспективе выйти на поставку квалифицированных специалистов для обслуживания аналогичных сетей в Средней Азии, России, Закавказье. AMAZON и ряд крупных интернет-ритейлов, которые так и не открыли свои представительства в России, но готовят свои площадки в этом регионе-тоже весьма существенная перспектива для Украины. Прежде всего, это развитие сферы услуг, вовлечение узкоспециализирующихся, изолированных отечественных интернет-магазинов в мировую сеть. Дополнительная популяризация услуг с украинскими реквизитами. Все это может дать нам заявка на конкурс в размещении офисов AMAZON, а с ним еще ряда аналогичных компаний.

Сжатие производства General Motros в России до 18% от прошлогоднего и высвобождение производственных мощностей в машиностроении и проектировке отдельных комплектующих дат нам возможность переориентировать эти мощности на собственный рынок.Производство Харькова, Днепропетровска, Львовского «Богдана» и Тернопольских заводов машиностроения могли бы перенести на себя производство отдельных элементов автомобилей.
 В будущем компаниям можно было бы предложить совместный проект на основе Днепропетровского автопрома и технологий Дженерал Моторс.

 SsangYong, свернувший тестовые производства в России, выдвинул предложение о размещении своих проектных производств в странах Восточной Европы. Разработки систем терморегулировки двигателей, климат-контроля, внутренних комплектующих автомобиля могут принести Украине целую плеяду квалифицированных специалистов на внутреннем рынке и необходимые технологические моменты производства для запуска собственных проектов.

Кроме таких глобальных проектов, Украине уже поступило предложение о переориентации производств прибалтийской и польской косметики на украинские рельсы Черниговской и Одесских областей, даже российских «Алых парусов» Николаева. «Эйнелэнерджи», вытесненная государственными монополиями с российского рынка энерготехнологий, готова предоставить интересные кластеры для модернизаций ряда ТЕС в Западной Украине с целью введения технологий «зеленой молнии» и экономии производственных трат на 15-27%.

 Очередные перспективные беглецы с российских степей- сталелитейные новаторы и проектные разработчики в сфере металопереработок из США и Франции выдвинули предложение на модернизацию промышленных объектов металокомплексов в Румынии. Но таковые будут заполнены всего на 50-60%. Оставшиеся квоты на технологии и специалистов можно переориентировать на Криворожские, Артемовские и Никопольские металообработки.

 К сожалению, ввиду нынешней ситуации в Украине, мы еще не можем извлечь полную пользу из процессов в российской экономике. Торговые марки, сети магазинов и целые франшизы, уйдя из РФ, не встанут в торговые ряды украинских ТРЦ. Низкий уровень покупательской способности, выросшая в цене валюта и отсутствие аналогичной отечественной продукции могут привезти к ухудшению динамики рынка в легкой и пищевой промышленности.

Сворачивание банковской и финансовой деятельности в России, увы, тоже не принесет бонусы украинской финансовой системе. Во-первых, новые правила, выдвинутые регулятором отечественным банкам, не оставляют шансов для захода иностранных банков с привыканием к либеральным условиям.
Во-вторых, Украина просто не имеет площадки и необходимой законодательной базы для обеспечения бирж, частных инвестфондов в экономике.

Весьма перспективными традиционно остаются ВПК и освободившиеся контракты между странами НАТО и Россией. Так, перспективное производство передовой оптики, систем бронетанкового управления, систем РЛС для флота и координационных узлов для авиации могут стать для украинской «умной» военной техники существенным толчком, особенно при приведении в действие иностранного опыта и технологий.

Перспективными остаются проекты франко-израильских БПЛА, которые были остановлены в сотрудничестве с Россией в июне прошлого года. Выйти на передовую нашему ракетостроению ЮжМаша, производствам Харькова и Киевской области поможет разорванное сотрудничество между НАСА и ракетостроительными гигантами Европы с российскими государственными концернами и авиастроительными объединениями ИЛ, СУ.США даже готовы предложить Украине и Польше кластер по производству умного металла из органических технологий для корпусов по программе «Стэлс».Модернизация систем ПВО, ракет малой дальности, ПВО Европы и ближних стран НАТО позволят Украине постепенно интегрироваться в вооруженные системы коллективной безопасности, а в скором времени даже присоединиться к закрытому военно- и развед-сотрудничеству.

Кроме непосредственного производства, центров оказания услуг, информационных и IT-технологий Запад может предложить Украине освободившиеся новые проекты. Так, в разработке инфраструктуры, Франция, Бельгия и Польша готовы внедрить проект платных автобанов с развитием всей инфраструктуры на них. Инициативы, фонды и гражданские организации с западной пропиской могут поспособствовать развитию гражданского общества и демократических инициатив в Украине.

Так, с российского пространства ушел ряд частных фондов, занимающихся реконструкцией исторических зданий, созданием национальных культурных коллекций. Интернациональные инвестиции, Фонды Сороса и Слима, Международный фонд общественной инициативы готовы помочь странам бывшего СНГ создать общественное теле- и радио- вещание, поддержать печатные СМИ для дифференциации информационных потоков, создание электронных ресурсов по контролю над деятельностью правительства.

 Что получим мы? Прежде всего, цивилизованный шаг в технологиях, циклах производства, адекватный и рациональных подход к передовым отраслям мировой экономики, интегрированность в цивилизованный мир финансов. Новые инвестиции, развитие постиндустриальной экономической системы могут стать мощным подспорьем в системных изменениях Украины.

 Что получат они? Дешевую рабочую силу, от низкоквалифицированных рабочих и до специалистов информационного и технологического поля, большой спрос на подобные рабочие места, относительно дешевые площади, офисы, аренду производственных мощностей, возможность контроля над инвестируемой промышленностью, а главное, строительство целого комплекса на территории Восточной Европы, в том числе и для удовлетворения своих геополитических целей, демонстрации антизападному региону преимуществ цивилизованного мира, усиление Украины в противовес России, превращение из дотируемой кровоточащей системы в дополняющий европейскую экономику комплекс в важных отраслях.

 Такие проекты амбициозны и всегда трудны. Педантичные, но честные иностранцы не потерпят азиатской грубости и непрозрачности в ведении таких проектов. Так может стоит перестать жить прошлыми традициями деловой жизни и меняться по сути самого существования Украины? Будет сложно, но чем они лучше нас?