В довольно-таки большом здании суда я провел полдня и за все это время, кроме участников нашего заседания и троих судей не увидел никого, кроме полицейского на входе и студентки-стажера. К слову, полицейский не ведет учет посетителей и никакого турникета или заграждений на входе нет.

Высший земельный суд Мюнхена - суд апелляционной инстанции, юрисдикция которого распространяется на г. Мюнхен (население почти полтора миллиона человек) и Баварии (население почти 13 миллионов человек). Начало июня месяца в Германии  - разгар деловой активности. И судятся там если и меньше, то, учитывая гораздо большее количество населения и несравненно более высокий уровень деловой активности, в производстве судов дел находится не меньше.

Напрашиваются неутешительные параллели с постоянной толпой с вестибюле нового здания Апелляционного суда г. Киева (вверх на этажи простых смертных пускают только после приглашения или вместе с сотрудником суда). Или же с узкими коридорами Апелляционного суда Киевской области, где приехавшим в город посетителям, зачастую пожилым людям, негде присесть.

И там, и там на входе люди в черном поинтересуются целью визита, запишут  данные (процесс длится около минуты, все это время за Вами стоят другие посетители), после чего необходимо будет пройти через металлоискатель. Вдруг Вы террорист и хотите посягнуть на драгоценные жизни кристально честных судейских чиновников?

При всем этом Киевской области до Баварии оч-чень далеко. Еще раз повторюсь, загрузка в немецких судах не меньше, просто работают по-другому. Лучше. Честнее. Аккуратнее. Быстрее. И судей там меньше раза в два. И  неприкосновенности у судей нет, равно как и льгот.

Так что поле для усовершенствования - огромное. Я не хочу очернять нашу судебную систему, наоборот, с большим уважением отношусь ко многим судьям и сотрудникам аппарата. Но когда отдельные представители системы разглагольствуют о том, как наши бедные суды перегружены работой  и что нужно их разгрузить (читай - сузить право на судебную защиту), ответить хочется народной пословицей. Назвался груздем - полезай в короб. А у дедушки Крылова в одной из басен есть еще одно уместное изречение - про зеркало и рожу.

П.С. Из немецкого суда мы вышли под вечер, пошел ливень, а мы не догадались заранее вызвать такси. Словить же "грача" на улице в Германии очень сложно. Такси по нашей просьбе вызывал тот самый полицейский, но оно почему-то задерживалось. В результате под проливным дождем машину для нас ловил некий вышедший из здания суда господин в бабочке. Как я узнал потом, это был заместитель председателя суда.