Позавчера Артур Лаффер, автор известной кривой Лаффера, призналсебя советником министерства финансов Украины.

Немного ранее министерство финансов анонсировало возможные новую налоговую реформу, которая на первый взгляд вполнеукладывается в теорию Лаффера.

Его основноепредположение состоит в том, что доходы государства не обязательно растут приувеличении налоговых ставок и не обязательно снижаются при их снижении. Низкиеставки налоговстановятся источником экономического роста, увеличивают базу налогообложения игосударственные доходы. Высокие – заставляют бизнес меньше работать и снижаютбазу.

 Конечно, это каноническое определение. Также вместо роста/упадкабизнеса часто говорят «меньше уклоняются от налогов» и «больше уклоняютсяот налогов.»

Как бы то ни было, по мнению Лаффера, есть такой оптимальныйпроцент налогообложения, при котором доходы государства становятсямаксимальными.

Звучит хорошо, логично и красиво.

 

К сожалению, как только эта изящная математическая модельхоть немного приближается к реальности, начинаются трудности.

Во-первых, когда последователи Лаффера пытались найти оптимальнуюставку для США, она скакала от 32% до 70%. И большинство экономистов сходилось,что она скорее ближе к 70%, чем к 32%.

Во-вторых, после анализа динамики экономик европейских странза 30 лет не удалось найти прямой корреляции между снижением налоговых ставок иростом экономики. Возможно, что налоговый фактор в росте экономики был сильно переоценен.

И в-третьих. Даже если есть прямое влияние между снижениемналогов и ростом экономики и базы налогообложение, оно не моментально.Бюджетный комитет США в 2005 году исследовал возможность снижения налоговойставки с 25% до 22.5%, и по его оценке, не более 28% потерь этого снижениябудут компенсированы ростом экономики в течение ближайших 10 лет.

То есть даже в идеальных условиях снижение налогов само по себе оправдается не раньше, чем через 36 лет.

 Что это значит для Украины?

Например, формула 20/20/20/20 предполагает снижение ЕСВ на21%.

Сделав простую модель на базе доходов бюджета и пенсионногофонда 2014 года, мы получим в результате дефицит 76,3 млрд грн в год.

Доходы госбюджета Украины 2014






Было

Будет

Разница


Налог на доходы физических лиц

 12 646

15%

20%

 4 215


Налог на прибыль предприятий

 39 942

18%

20%

 4 438


Налог на добавленную стоимость

 139 024

20%

20%

 -


Прочие налоги и сборы

 165 472



 -


Всего доходов госбюджета

357 084



8 653


Пенсионный фонд

165 923

41%

20%

-84 985


Всего доходов, млн. грн

523 007



- 76 332


 Это 15% всех доходов бюджета и пенсионного фонда. Это больше, чем все расходы на армию, милицию и суды. Чтобыпросто компенсировать это снижение, зарплаты должны вырасти вдвое. Невероятноепредположение, если забыть, что имеются в виду не зарплаты вообще, а налогооблагаемые.

 Лаффер предполагал, что врезультате снижения налогов будет расти экономика. Естественно, украинскаяэкономика в два раза она ни за год, ни за два, ни за пять не вырастет.

 Правительство, прорезая в своих доходах дыру такихразмеров, должно четко понимать, за счет чего она будет компенсироваться. Всезнают два основных метода ухода от налогов на зарплату, и если примут такие изменения налоговое законодательство, значит собираются резать оба. 20% ЕСВ + 20% подоходного не поспорят с 5% единого налога - и все выводы, которые из этого вытекают.

Но даже если единый налог завтра уйдет в историю, никто не даст гарантию, что какие бы то ни было меры моментально увеличат декларируемые зарплаты в 2,5 раза, а именно это произойдет, когда все 100% доходов выйдут из тени.

Если реакция задержится так, как предполагал в свое время Бюджетный комитет США, мы будем кроме ежегодного срочно искать деньги на армию и милицию. 200-250 миллиардов гривен должны будут взяться за пять лет из ниоткуда.

А кто будет виноват, если что-то пойдет не так? Престарелый американский экономист.