С сентября прошлого года объемы кадрового рынка Украинысократились втрое. Треть рекрутинговых агентств исчезли. В то же время средикомпаний, занимающихся executive search (поиск руководителей высшего звена сзарплатой от $100 тыс. в год), потерь нет. И хотя их доходы упали, они все ещерентабельны.

Гибкий подход

«В первые две недели ноября 2008 года оборот международных компаний-лидеровсократился на десятки процентов, — утверждает Игорь Кабузенко, руководительукраинского офиса компании Pedersеn & Partners. — Они были вынужденысокращать штат и работать в режиме еженедельного общения с акционерами». Темпыроста глобального рынка хедхантинга по итогам 2008 года снизились впервые запять лет. Объем рынка увеличился всего на 3% (хотя годом ранее — на 22%) идостиг $11 млрд, подсчитала Международная ассоциация консультантов по подборуруководителей высшего звена (AESC). По ее оценке, с начала 2009 года оборотмировой индустрии поиска управленцев в связи с рецессией упал почти на 40%.

В Украине в первую очередь пострадали небольшие компании, которые зависелиот нескольких клиентов. Ситуация у лидеров отрасли в целом стабильна, хотя иони переживают не лучшие времена. В некоторых компаниях обороты в этом годуснизились на 25% и продолжают сокращаться. «Мы сейчас выполняем два заказаодновременно, хотя еще в прошлом году работали сразу с тремя-четырьмяклиентами», — признается один из игроков рынка. В целом финансовое самочувствиеагентства во многом зависит от его отраслевой специализации и соответственнопортфеля заказов. Так, в конце прошлого года многие контракты с представителямифинансового сектора, девелоперскими компаниями, машиностроительнымипредприятиями были отозваны или заморожены.

Даже дорогие хедхантеры особенно не перебирают клиентами. Хотя еще в прошломгоду не каждая компания могла стать их заказчиком. Агентства поменьше расширяютспектр предоставляемых услуг, к примеру, за счет тренингов. Кроме того,хедхантеры идут на снижение своих расценок. По словам директора компании«Навигатор» Сергея Беляева, в до кризисный период уровень комиссионных многихагентств достигал 25–35% от годового дохода специалиста — это 2,5–3 заработныеплаты. Сейчас гонорары некоторых компаний упали до 15–20%. Стоимость проектовуменьшилась еще и за счет снизившихся окладов менеджеров, к которым привязанразмер комиссионных.

Агентства идут на уступки клиентам и в порядке оплаты услуг. «Все чащесоглашаются вести поиск кандидата, не требуя аванс, отказываются отэксклюзивных прав на закрытие вакансии. Хотя еще в прошлом году они не бралисьза заказ, если клиент привлекал к работе над проектом несколько агентств», —рассказывает Сергей Беляев.

В 2008-м консультанты Comilfo отсеивали заказы, стоимость которых была менее$20 тыс., но сейчас, признается Илья Фомин, этот минимальный уровень гонораране удается выдерживать. «Приходится быть гибкими. Зато в минувшем году мызакрыли 10 вакансий и не потеряли ни одного сотрудника», — говорит он.

Несмотря на возникшие трудности, ни одно крупное агентство по поискутоп-менеджеров не исчезло. Запас прочности у таких компаний велик. Вдокризисный период они реализовывали 10–12 проектов в год, каждый из которыхмог принести до $80–100 тыс. К тому же остались отрасли, которых кризис некоснулся, к примеру, фармацевтика. Международные игроки и в 2009-м продолжалиоткрывать в Украине свои представительства, добавляя работы консультантамexecutive search.

Отечественный рынок хедхантинга достиг дна в апреле–мае 2009 года, послечего начал медленно восстанавливаться. Сейчас консультанты отмечают рост спросав FMCG-секторе, инвестбанкинге, IT-отрасли, ретейле. А вот от строительства,металлургии и промышленности заказов все еще мало.

Вольному воля

Тех немногих клиентов, которые готовы платить за услуги по поискуруководителей, крупным кадровым компаниям все чаще приходится делить сконсультантами-фрилансерами. В кризис их армия пополнилась, в том числе за счетуволенных сотрудников крупных агентств. У них есть три карьерные возможности:уйти к конкурентам, в HR-департаменты компаний-клиентов или открыть собственноедело. В этом году многие предпочли третий вариант.

«Для того чтобы начать этот бизнес, нужно не так много: ноутбук, мобильныйтелефон и профиль в LinkedIn (крупнейшая деловая социальная сеть, насчитываетоколо 36 млн участников в 170 отраслях в 200 странах. — Прим. Контрактов) сбольшим количеством контактов», — объясняет проект-менеджер Роман Бондарь.Можно работать дома, не платить за аренду помещения и коммунальные услуги.Эффективность такого консультанта зависит от того, какая у него сеть контактов:сколько человек он знает на рынке и какого они уровня.

Главное преимущество хедхантеров-фрилансеров — стоимость их услуг. Они могутбыть дешевле на 20–50%, чем у крупных компаний. Этим-то в кризис они ипривлекают заказчиков. Консультант одновременно может вести всего одного-двухклиентов, больше ему и не надо. Впрочем, привлечь крупные компании, в том числетранснациональные корпорации, им нелегко. По внутрикорпоративным правилам, кпримеру, транснационалы отдают предпочтение сетевым международным агентствам.

Представители крупных компаний executive search уверены, что векигроков-одиночек недолог. Но и для них наверняка останется рынок: например,средние украинские компании, которые в следующем году будут продолжать жить врежиме экономии.

Более 70% топ-менеджеров ожидают в ближайшие полгода не тольковосстановления числа вакансий руководителей, но и вслед за этим — рынка подбораруководителей высшего звена. Об этом свидетельствуют результаты проведенного вавгусте 2009-го исследования международного кадрового портала BlueSteps.com,опросившего 271 директора крупнейших мировых компаний. Украинские хедхантерыхотя и подтверждают оживление на рынке, тем не менее уверены, что процесс еговосстановления затянется. Впрочем, агентства настолько сократили свои штаты,что смогут преспокойно прожить и на несколько проектов в год. Даже в пиккризиса спрос на их услуги не падал до нуля.

Поматериалам еженедельника “Контракты” / № 41 от 15-10-2009