Печально, но путь политического бренда Саакашвили в Украине закончился.

Два года назад мои посты в Facebook большинством воспринимались как критика в адрес конкурента. Критика необоснованная и предвзятая. Сверхработоспособный, харизматичный Саакашвили пришёл в украинскую политику на такой волне доверия и популярности, о которой мог бы мечтать любой президент Украины. Но постепенно усилиями самого Саакашвили его чудо-ореол испарился.

Не исключено, что задержание Саакашвили было с ним договорено. Слишком подозрительно выглядел пустой ресторан без десятка телохранителей, помощников и прочего админперсонала, который обычно окружает Саакашвили. Если Саакашвили хотел бы вернуться в Украину, он бы поднял крик в транзитной зоне аэропорта имени Шопена в Варшаве, требуя, чтобы его вернули обратно. Но Саакашвили не устроил концерт и не закатил истерику, он спокойно прошёл регистрацию и разместился в отеле. Заговорили о том, что вскоре он получит гражданство одной из европейских стран.

Украинская политика для Саакашвили всегда была безрисковой игрой. Он здесь ничего не имел, жил на съёмных квартирах, бизнес не открывал, ему нечего было терять. И сейчас, в Польше Саакашвили вздохнул спокойно: ему предложены комфортные условия, он находится в безопасности, и он ничего не потерял.

Политический проект Саакашвили возник как задумка президента Порошенко. Он дал ему гражданство, должность и прайм-тайм в СМИ, которые первый год раскручивали бренд Саакашвили, как сумасшедшие. В него были вложены такие колоссальные средства, что он по определению был должен президенту. Человеку, который привёл прогрессивного реформатора в Украину, должны были воспеваться хвалебные гимны. По началу Саакашвили выполнял свою задачу «разоблачителя» конкурентов Порошенко. Он «топил» Яценюка, конфликтовал с Аваковым, обличая их в коррупции и называя «барыгами». Но затем Порошенко увидел другую картину. Вокруг Саакашвили начали происходить какие-то сходки, он увлёкся борьбой за власть и влияние с одесским политиками. А после того, как проиграл Одессу на мэрских выборах, устроил тур по стране в целях личного пиара.

Не знаю, что обещал Порошенко экс-президенту Грузии за работу в своей команде, сам Саакашвили, конечно, ожидал кресла премьер-министра. Но реалии таковы, что без политической партии или фракции, без поддержки местного истеблишмента и, тем более, президента, стать премьером нельзя.

Чем бы мог заняться Михаил Саакашвили в Украине, если бы гнался не за личной выгодой? Просветительством. Продвижением идеологии реформ, принципиально не борясь за власть. Он мог не идти на сделку с властью, не соглашаться занять государственный пост, не становится главой политической партии. Как экс-президент Грузии, уважаемый и опытный человек, Саакашвили мог бы быть выше украинской политической возни, открывать новые имена, находить и объединять экспертов и общественные организации разных регионов и сфер деятельности. Вместо этого он занялся склоками, самопиаром, бездумными митингами, созданием палаточного городка под Верховной Радой.

Программа «Рух нових сил» не стала либертарианским манифестом, хотя могла бы с натяжкой на это претендовать. Идеи свободной Грузии в Украине завязли в конъюнктурной гонке за место под солнцем.

Граждане Украины, которые шли за Саакашвили, хотели не экономических свобод, не сокращение госаппарата и трат на его содержание, не перевод на электронные системы администрирования госуслуг. Самое главное, чего они хотели — чтобы Михо получил власть и стал премьером. Если вы будете в Киеве проходить мимо «Марша за будущее» 18 февраля, спросите у людей, за что они вышли. И вы поймёте, что они не интересуются идеологией либертарианства и свободного рынка, их цель — должность для своего лидера. Тот же принцип, по которому собирался «Оранжевый Майдан», и который принёс ничего, кроме разочарования.

Сегодня утром проезжал мимо Администрации президента, где вчера борцы за освобождение Саакашвили выкрикивали пламенные лозунги, обещая протестовать до тех пор, пока ему не вернут гражданство. Сыпались бессмысленные угрозы президенту Порошенко. Сегодня я увидел пятеро гвардейцев, открытые ворота и не увидел ни одного активиста. Он не сформировал вокруг себя пул сторонников, которые рука об руку работали бы с ним над общей целью. Без Саакашвили исчезнут и марши за импичмент, и палаточный городок и прочий хипеж, в том числе и «Рух нових сил», потому что всё это основывалось на личности Саакашвили и было призвано, в первую очередь, обслуживать его политические персональные интересы.

Без Саакашвили Украина не много потеряет, как не много бы выиграла с ним. Жаль только, что чудесный бэкграунд грузинских реформ, успешный опыт слома старой государственной системы теперь безнадёжно скомпрометированы поведением Саакашвили. Этот бренд стал абсолютно бесполезным для внедрения либертарианских реформ в Украине.

P.S.: Но даже если (когда) Саакашвили получит европейское гражданство и навсегда покинет Украину, у Порошенко станет одной головной болью больше. Приезжая в разные страны, он будет напарываться на Саакашвили, кричащего «Барыга!» при всей уважаемой европейской публике.