Война компромата
Приведёт ли борьба между олигархическими силами к новым выборам?
В культурологической теории Зигмунда Фрейда, описывающей историю патриархального семейства, в котором авторитарного отца убивают сыновья, содержатся принципы той борьбы между олигархическими кланами, которую мы сейчас наблюдаем.
Президента Януковича как главного отца признавали все украинские олигархи. Его изгнали. И теперь нет такой могущественной политической фигуры, чью власть признавали бы все. Порошенко не оторвался от истеблишмента, а остаётся его частью, как и до своего президентства. Психологически революции в Украине не произошло, её просто никто не возглавил. Коломойский, Ахметов, Фирташ, Порошенко по-прежнему являются равноценными и равнозначными игроками, отсюда и конфликты между ними.
Главенство, бесспорное лидерство Президента не признано. Поэтому грядёт большая олигархическая война, которая в итоге может привести к новым выборам.
В ход пойдут медийные ресурсы, скандальные подробности, компромат и, возможно, сила, потому что у одних под руководством оказалось СБУ, у других — МВД, у кого-то — прокуратура, СНБО, батальоны и добровольческие отряды. Стрелы полетят во все стороны. Война всех против всех, согласно работе Фрейда, в конечном итоге приводит к победе самого слабого и маленького. Его успех будет неожиданным для всех и абсолютно непредсказуемым. Это подобно тому, как дзюдоист может одержать верх над несколькими боксёрами только благодаря тому, что он использует другой метод борьбы. Именем государства, руководствуясь высокой целью навести порядок в стране, прекратить бедлам, он единолично захватит власть.
Президентом страны, особенно в такой сложный период, должен быть бесспорный лидер для всех — и для народа, и для самых богатых и влиятельных людей. Его слово должно быть последним, а могущество — чуть ли не абсолютным. Фигуру исторического масштаба отличает от «ферзей» соответствующая цель, высокая миссия.
Пока нет и намёка на то, кто бы мог оказаться идеологическим лидером. Более того, нет намёка даже на само существование новой идеологии среди истеблишмента. В основном мы наблюдаем политическое приспособленчество, основанное на социальных опросах. Чего народ просит, то ему и обещают. Годы спустя распада СССР на смену социализму так и не пришла новая модель развития страны, не появилась идеология будущего, ради которой народ согласился и пострадать, если нужно, и поработать. Если подумать, ради чего граждане Украины могли бы согласиться принести в жертву, к примеру, целый класс чиновников? Ради чего всё общество согласилось бы уволить 200 тысяч чиновников?
Это может быть идеология социального мародёрства — всё у всех отобрать и поделить. Но тут нужно понимать, что на ограничении возможностей далеко не уедешь, просто не хватит ресурсов на поддержание экономической мертвечины. Или идеология абсолютной экономической свободы, которую представляет «5.10», которая не нуждается в дополнительных ресурсах и сама является финансовым источником.