Интервью Геннадия Балашова «Порошенко – это «бизнес-пылесос». Часть 1

Известный киевский бизнес-философ, предприниматель, теле- и радиоведущий, лидер политической партии «5.10» Геннадий Балашов рассказал интернет-порталу Politica-ua.com о том, как уладить конфликт на юго-востоке Украины, и какая идея могла бы стать национальной в нашей стране.


- Добрый день, Геннадий Викторович, хотел бы начать наш разговор с того, что 7-го числа Украина де-юре получила нового президента. Очень многие возлагают на него большие надежды, представляют светлое будущее исключительно из той картинки, которую мы увидели по телевизору. Наша страна на протяжении более 20-ти лет гнила из-за коррупционной деятельности чиновничьего аппарата, и прогнила вся насквозь. Скажите, видите ли вы возможность, если не побороть коррупцию на сто процентов, то хотя бы начать с ней борьбу?

- Надо бороться с источником коррупции, а нынешнее правительство и все предыдущие правительства боролись с последствиями. У коррупции всегда есть причина: это разрешительная система, это налоговая система, это таможенная система. В общем-то, это запутанное законодательство приводит к тому, что появляется олигархат, который решает вопросы, так сказать, тет-а-тет. Появляется огромное количество «решал», которые закрывают эти вопросы. Потому что решить вопрос законным путем человек не может. А так как законодательство создано так, чтобы человек не мог его выполнить, то возникает коррупция на этом фоне. Поэтому, первое: должны быть ясные и понятные законы, которые человек в состоянии понять и выполнить.

На сегодняшний день, если я вам задам вопрос, какие налоги вы платите, вы мне не сможете ответить. И ни один человек в Украине, включая министра, премьер-министра и президента ответить на этот вопрос не сможет – «что я должен сделать, какие налоги я должен заплатить, чтобы государство меня не трогало?». Каждый раз чиновник трактует ответ на этот вопрос по-своему, плюс к этому присоединяется разрешительная система. В результате получается такая ситуация, что раз законы не работают, нормальные компании не идут работать в Украину. Потому что их заставляют связаться с коррупцией  в силу того, что есть разночтения. И коррупция порождается опять.

Прежде всего, нужно искать причину. Была ли коррупция при Кравчуке? Была, конечно. Кравчук говорил о том, что будет бороться с коррупцией? Говорил. Но он не говорил, как и что будет делать. Кучма каждое свое выступление начинал с того, что коррупция усилилась, надо бороться с коррупцией. Ющенко боролся с коррупцией просто смертельно. Луценко даже на БТР ездил в Донецк к Ахметову бороться. А сейчас он уже с ним целуется и говорит, что это экономический патриот Украины, а не политический беженец с Донбасса, как обычный человек. И при Януковиче боролись с коррупцией. С этого начинались все заседания. И сейчас борются с коррупцией. Это значит, что система не изменилась, поменялись только люди во главе коррупционной системы самого государства.

- И так побороть ситуацию невозможно. Коррупционер не может бороться с коррупцией.

- Не может.

- Поменяв законы, создав препятствия для коррупции, наверное, надо менять и аппарат, потому что если я сегодня, допустим, возглавлю какой-то департамент в каком-то министерстве и сам для себя решу работать честно, я физически не смогу это сделать, потому что я лишь звено.

- Вы не будете двигаться по карьерной лестнице. Вы не сможете решать свои семейные проблемы. Вам будут платить пособие по безработице, но заставлять работать. В этой системе никто не будет работать. Чиновнику сегодня платят 200-250 долл. Это меньше, чем пособие по безработице. За эти деньги я должен ходить, еще и работать. А тут еще и граждане приходят, чего-то требуют. И, соответственно, возникает сама причина коррупции. Это нищета и запутанность системы заставляют людей брать взятки.

- Если мы возьмем, допустим, квадратный метр жилья, образно, банку сметаны, или любой другой продукт, завезенный в Украину или произведенный в Украине, как вы думаете, какой процент коррупционной составляющей в нем заложен?

- На таможне это процентов 40. Это те пошлины, которые поступают. На НДС, я думаю, еще процентов 10 добавляется. Плюс на разрешительной системе процентов 10-15. В общем коррупционная составляющая где-то 30 процентов.

- Победить или возглавить коррупцию – это две большие разницы, как говорят в Одессе. Если мы начнем побеждать коррупцию, то себестоимость товаров и услуг может значительно упасть.

- У меня помощник говорит: «Украина сейчас захлебывается в крови из-за 22-х лет лжи самой себе». То есть, мы лгали себе, что у нас есть армия, лгали, что у нас правоохранительные органы, на самом деле этого всего не было. То есть, и причина в том же, что сама система не годится для проживания, сама государственная система прогнила. Поэтому, первое, что надо признать, что так жить нельзя, с этого надо начать. И начать двигаться к некому идеальному государству. Политическая партия«5.10», которую я возглавляю, предлагает отменить налоговую и разрешительную системы, дать людям столько свободы, сколько они могут взять. Ввести простую систему налогообложения: 5% с продаж и 10% социального налога, который платится с зарплаты. И с этого момента никто в государстве воровать не может. После этого, конечно же, у нас произойдут дикие сокращения в государственном аппарате. 80% пойдет на улицу, работать на рынок. А 20% останутся. Важно, что у этих 20% будет достаточно высокая зарплата, чтобы не думать о взятках. И они смогут выполнять свои обязанности не по управлению страной, а по обеспечению порядка в стране.

- Идеальная форма государства – это утопия.

- Идеальная форма государства – это когда людям понятны законы в государстве. И это вполне выполнимо. Представьте: только два налога 5% и 10%, и полная свобода предпринимательской деятельности. Надо не забывать, что мы живем в новой экономике ХХІ века. Украина на сегодняшний день ничего не производит, ничем не интересна миру. Мы на сегодняшний день не производим ничего, кроме сырья, материалов, олигархов и дешевой рабочей силы. Вот, чем мы занимаемся, мы еще проституцию производим в большом количестве на зарубежные рынки. То есть, мы видим, что у нас государство ничего не делает. Мы плодим бумаги, разрешения, сами себя задавили налогами. Мы меняем валюту туда-сюда. И сегодня любое государство, которое выбирает модель свободной экономики, прежде всего, должно убрать трения по движению товаров, денег и людей. Вот, что нам сейчас может дать подписание с ЕС – люди смогут свободно перемещаться, в том числе в Европу и в мире. Биометрические паспорта – это новые политические свободы. И также надо дать экономические свободы. Ты хочешь заниматься предприятием, иди работай и плати государству 5%, взымая его с покупателя. Еще необходимо максимально упростить все процедуры, чтобы можно было любой вопрос с регистрацией и ведением бизнеса решить буквально в любое время суток через компьютер в уведомительной форме.

- Допустим, сегодня мы объявляем, что каждый человек на протяжении полугода или года приходит в какой-то орган, в ту же налоговую, и приносит чемодан или мешок денег (5 миллионов или 10 миллионов). Как он будет платить с них налог, если не сможет подтвердить законность их получения?

- Вы имеете ввиду легализацию денег. Легализацию можно сделать один раз с теми же 5% налога. То есть, вы заявляете государству, сколько у вас денег. Не надо приносить чемодан! Просто заявляете, сколько у вас денег и платите 5%.

- Это не только деньги, это и имущество: движимое, недвижимое.

- Как правило, с недвижимого имущества уже уплачены налоги при сделке купли-продажи. Там уже нечего платить.

- А если эти деньги украдены у государства?

- Это же надо доказать. Понимаете, если мы будет продолжать охотиться на ведьм, то у нас ничего не получится. На самом деле, система экономических реформ «5.10» контролирует потребление. То есть, вы зарабатываете, сколько хотите, ну а налогообложение наступает во время потребления. И в принципе вы от этого налога уйти уже не можете. Вы можете миллионы, секстиллионы под матрасом прятать, но рано или поздно вы выйдете и купите машину. И государство с вас получит 5%. Или продукты себе купите. И опять государство получит 5%. Это идеальная система для Украины в силу того, что граждане страны вообще не понимают, что такое налоги, никогда их не платили и даже не понимают, что с них берут НДС, пошлины, акцизы, включая коррупционную составляющую. Они просто этого не понимают. Они считают, что они за это не платят. Но на самом деле все граждане, бедные, безработные, учителя, врачи – платят все налоги.

- Они и содержат, в принципе, коррупцию за свои деньги. Вопрос по поводу коррупции. Как вы считаете, какой срок должен получить коррупционер, если его поймали?

- В мире известные сроки. В принципе, 10 лет хватает. Но опять же, применять это можно тогда, когда модно выполнять закон. А когда сам чиновник загнан в ситуацию, что ему нечем кормить семью, и он вынужден становиться коррупционером, получая взятки, потому у него есть единственный продукт – бумажка или его подпись. И он навязывает гражданам некую услугу, которая им не нужна. Но еще раз говорю, так как чиновники и те, кто сейчас находятся на политической верхушке, нацелены на то, чтобы брать из бюджета, зарабатывать на налогах или на должностях, то вводить изменения они не будут. И мы слышим, что риторика не изменилась. Даже в речи президента Порошенко, который сказал, что он за мир и жестко занял позицию по отношению к России, экономических реформ я не услышал. Он не сказал: «Мы будем идти путем упрощения налогообложения». Таких слов не прозвучало.

- Ну да, он как бизнесмен, как никто другой, должен понимать удобства упрощения системы налогообложения.

- Порошенко не совсем предприниматель. Порошенко – это, как я его называю, «бизнес-пылесос». С 24-х лет он все гребет под себя деньги, которые непонятным образом взялись в руках, он всегда старался монополизировать одно какое-то направление. По сути, он стартовал с денег и всегда был в системе власти. Прекрасно уживался с Кучмой и  Ющенко. С Януковичем отлично уживался в экономической сфере. И так же замечательно работает и сейчас.

Я не вижу для него проблем. Я вижу другую проблему, что сам Порошенко, являясь сказочным персонажем Иваном-царевичем, убивает Кощея (в данной ситуации Путина), переломив газовую иглу. После убийства своего заклятого врага, Кощея, Иван-царевич превратится в обычного царя. При царях система не меняется, само царство не меняется, и это печалит меня больше всего. Он не нацелен на то, чтобы изменить причину коррупции. Он ее возглавил. И мы видели по инаугурации, что там был весь отборный цвет коррупции, причем с разных сторон, и от «регионалов», и от других партий. И от киевской власти в том числе. У нас сейчас Кличко окружен очень плотным кольцом застройщиков, тех же самых, старых, и от Черновецкого там очень много. Не поменялась система, не поменялись люди, которые ее обслуживают. Они просто быстро договариваются и решают вопрос.


Беседовал Юрий Захаров