О деньгах нужно говорить
- Когда и как вы начали зарабатывать деньги, как это было и что вас натолкнуло на это?
- Голод. Я из бедной семьи, на одежду и еду не хватало. Пришлось задуматься о том, где вообще можно хоть что-нибудь заработать. И я увидел, что на рынке нет картошки. Это первое дело, которое я как организатор в одиночку выполнил. Одолжил деньги, купил эту картошку в селе, потом завез ее в город, продал и заработал деньги.
- Сколько вам было лет?
- Это было после армии, 26-27 лет.
- Вы просто поехали в ближайшее село?
- Да, если вы ходите в магазин, а там нет картошки (тогда это ж был Советский Союз), вспоминаете, что у бабушки в селе есть отличная картошка. Я понял, что нужно ехать, брать ее и продавать.
- Сколько получилось заработать?
- 300 рублей я одолжил, а заработал 800.
- А дальше?
- Дальше я начал уже задумываться о том, какие люди вообще зарабатывают деньги, начал смотреть вокруг. И понял, что рабочие точно не зарабатывают, у учителей денег нет, на то время лишь видел, что деньги приносит торговля, потому что визуально те, кто торговал, ездили на машинах и носили пыжиковые шапки.
- Ну, тогда не было картошки, сейчас есть все. Как придумать то, чего еще нет, когда мир с каждым днем так стремительно развивается?
- Всегда надо находить то, чего нет, потому что если вы пытаетесь заняться бизнесом, который давно есть, вы – бизнесмен-горбатик, я так их называю. Они занимаются общим бизнесом. Например, все вставляют пластиковые окна, таких бизнесменов сейчас миллион, но когда-то это был тренд и люди, которые только появились с этими окнами - заработали. Сейчас на продаже мобильных телефонов вы не заработаете, но когда-то на этом делали миллионы.
- То есть по проторенной дорожке уже нельзя идти?
- Нигде. И сейчас мы не идем. Я не занимаюсь тем, чем занимался вчера. В течении 25 лет я всегда смещался в сторону, где можно заработать больше.
- У вас есть такая чуйка, или как вы это понимаете?
- Я это понимаю, когда начинаю меньше зарабатывать и видеть, что вокруг этим все занимаются.
- А как вы находите то, что лучше, новее, то, чем все не занимаются?
- Нужно думать об этом. Нужно думать целенаправленно, что людям надо, сколько они готовы заплатить, за что, что нового появилось на рынке, а интернет это позволяет, тогда ведь у нас не было интернета. То есть, надо найти какую-то инновационную зону и очень сильно ее изучить.
- А обычным людям, которые хотят зарабатывать…
- Обычные люди много не зарабатывают, потому они и называются обычными.
- Есть молодые люди, которые могут заработать...
- Если молодой человек хочет денег, есть одно очень простое правило: если вы ищите работу – вы находите работу, если вы ищите бизнес – вы находите бизнес, а если вы ищите деньги – вы находите деньги. Очень простое правило: ищите деньги.
- Где их искать?
- Смотрите, у какой социальной группы они есть. Вы прекрасно знаете, у кого они есть. У чиновников, прокуроров, политиков они есть? Есть. Вы можете увидеть, что у некоторых бизнесменов они тоже есть, надо, наверное, поинтересоваться, а чем они занимаются? И по сути, надо к ним идти, знакомиться, узнавать, чем они занимаются, и думать, о том, что в этом, что они делают можно придумать инновационного. Потому что если вы придете ко мне, и скажете: у вас классный бизнес, давай я тоже буду с тобой работать! Зачем вы мне нужны? Я и сам занимаюсь. А если вы придете, и что-то мне расскажете необычного о бизнесе, то я задумаюсь. Например, обычная торговля недвижимостью сейчас не приносит высокой прибыли и сдача аренды тоже, мы начинаем строить и продавать по метрам, вот это уже инновационно, потому что никто метрами сейчас не продает.
- Это вам приносит сейчас основной доход?
- Сейчас да.
- Какие наибольшие сложности и риски существуют сейчас в вашем бизнесе?
- Отсутствие денег у населения – это единственная сложность. Вообще везде, единственная сложность – это отсутствие денег, низкая покупательная способность. Поэтому падает цена на все, люди мало потребляют, не развиваются.
- Это потому что сейчас такая ситуация в стране, буквально 4 месяца, или раньше тоже так было?
- Смотрите, в украинских, российских, ВУЗах никогда не говорят про деньги. Если вы включите телевизор, вы не услышите там разговора о деньгах, то есть, страна вообще не говорит про деньги.
- Почему?
- Не знаю, так воспитали. А я все время говорю: давайте просто порассуждаем о деньгах, где они, у кого, каким образом. В семьях, в которых говорят про деньги – они есть, в семьях, в которых говорят о работе – есть работа и большая усталость. Опять же, простое правило – об этом надо говорить, думать, искать именно деньги.
- Когда вы заработали свой первый миллион?
- Так никто не зарабатывает первый миллион. Вы занимаетесь бизнесом, одним, другим, третьим, потом вы можете что-то из этого продать и получить в сумке миллион. Будете ли вы после этого миллионером? Вряд ли. Сейчас цены изменились, и нужно считать миллионера того, у кого есть хотя бы порядка 7 миллионов.
- Вы говорите, что образование сейчас не особо важно для человека, почему?
- Оно важно для общего развития, но сейчас есть Википедия, Google, в котором я могу в любую минуту посмотреть то, что мне надо, поэтому, мне скорее надо определиться с направлением, и усердно работать над этим.
- Но то, чем ты хочешь заниматься, можно понять уже в осознанном возрасте, а молодым людям что делать? Вот они услышат такое мнение, что ВУЗ по сути ничего не дает, и подумают, что учиться незачем.
- Учиться, конечно, надо. Другой вопрос, как это делать. ВУЗ дает диплом, за который нужно заплатить, за зачеты тоже надо платить, а образования по сути никакого. И даже за рубежом. Вот у меня сын учиться в Америке, так он тоже говорит: все, что мне там рассказывают я и так знаю, тем более, что я могу зайти в Интернет и все это посмотреть. Как правило, образование отстает от жизни. Найдите мне преподавателя, профессора, разбирающегося хорошо в YouTube, в Facebook, специалистов по социальным сетям? Это скорее будет ребенок 16-ти лет. Я вот снимать некоторые ролики учился у своей дочери. Поэтому, лучше, все-таки, окунуться в жизнь и нацеливаться на денежную среду.
- Вы говорите, что в Украине зарабатывать тяжело и практически невозможно, нужно уезжать отсюда всем тем, кто хочет зарабатывать, но это же не выход?
- Не выход. Можно отменить налоги и зарабатывать здесь. В этой системе государства, которая царит сейчас в Украине,и при Януковиче, и при нынешней власти – ничего не изменилось. Все хотят провести люстрацию людей, то есть, уволить одних, назначить других, каких-то честных найти. А мы все время говорим о том, что нужна люстрация системы, системы неработоспособной. Бизнес, собственно люди, не могут работать в такой системе. Предприниматель должен стать главенствующим персонажемв социальной жизни, а государство должно молиться на предпринимателя для того, чтобы в страну шли деньги. Без денег же ничего не будет.
- Расскажите о вашей системе 5.10?
- 5% с продаж, и 10% - социальные, все остальные налоги, пошлины, акцизы нужно уничтожить, тогда появляется быстрое движении товаров и ресурсов, людям будет интересно из-за рубежа ехать сюда делать деньги, наши люди погружаются в денежную среду, это как наполнить бассейн водой. У нас сейчас пустой бассейн, в котором плавать не возможно, уберите шлюзы и он у вас наполниться водой. Некоторые утонут, но в основном, будут плавать.
- А чиновникам это выгодно?
- Правительство надо убирать, должно произойти сокращение на 80%. Жестоко, беспощадно в одну ночь.
- Так же как на Майдане?
- Не так. Должна быть правильная постановка задач. У нас сейчас она такая: освободиться от пут государства. Государство вон из экономики.
- В каких странах такая модель?
- Сингапур, Гонконг, Дубай. В США некоторые штаты не имеют налогов, например 7% с продаж действует в Майями, потрясающе развивающийся штат, много строится, много инвестиций, наши туда едут, россияне, вкладывают деньги. Государство, в которое едут деньги и люди– развивается. Надо еще смотреть на статистику, если появляется прирост населения, значит, это правильное государство, если людей убавляется – значит, что-то не так.
- А если взять классическую схему, почему экономика упала? Потому что закрыты все заводы, ничего не работает и не производиться…
- Естественно, они закрыты. В ХХ веке произошли огромные изменения, когда-то было только сельское хозяйство и кустарное производство, в период промышленной революции появились заводы, металлургические комбинаты, но они появлялись в основном в Европе, Англии, именно там были высокопроизводительные заводы. Сегодня там их нет, потому что они занялись чем-то другим, инновационными изобретениями, созданием других, опять же, инновационных товаров, а повторять их путь мы не можем, потому что мы сейчас находимся в XХІ веке, поэтому заводы, естественно, закрываются, они уже устарели, им по 100 лет.
- То есть, это не выход запустить заводы, начать изготавливать свою продукцию и продавать ее?
- Ее продать некуда, Китай прекрасно производит в 10 раз дешевле и так же прекрасно продает на весь мир. Вы хотите побороться с Китаем?
- Сами мы не сможем конкурировать с другими странами, изготавливать то же самое и продавать?
- Мы должны стать полезными для человечества, нам нельзя повторить путь Китая, Америки, Европы, потому что у нас свой особый путь, ведь мы находимся в определенном месте среди определенных стран, с определенным населением, с определенным качеством. И это на сегодняшний день наша данность. Что мы можем сделать? Мы можем стать транзитной страной, мы можем стать самой большой безналоговой территорией, и это даст приток денег сюда. Некоторые говорят, нам нужно возрождать село. Зачем? Если во всем мире естественный отток сельского населения, в селе не надо 13 млн. людей. Если Америка с 1,5% в сельском хозяйстве сама себя кормит и является импортером номер 1 по сельскому хозяйству. 1,5% населения занято в сельском хозяйстве. Большие урожаи там, где большие инновации, где новые технологии, где много вкладывают в почву.
- А почему мы тогда отстаем, вроде бы и народ не глупый?
- Потому что запутали себя государством, и оно, как жаба, всех давит.
- Может быть, люди сами не хотят понимать, не хотят осваивать компьютеры?
- Нет, они хотят, они готовы осваивать, просто предоставьте им возможность. У них есть возможность? Нет.
- Но политики видят ситуацию совсем по-другому, единственный выход – занимать деньги, все больше и больше…
- А они другого и не знают, это же казнокрады. Они хотят занять денег, часть бросят на инфраструктуры, чтобы решить как-то вопрос с занятостью, а остальное – украдут.
- Какие ваши прогнозы по поводу политической и экономической ситуации?
- Я внимательно слушаю, что говорит Министр экономики. Он говорит, что налоги – это не важно, Майдан не стоял за налоги, Майдан стоял против коррупции, мы с ней боремся. Но налоги и есть причина коррупции. Уберите пошлины и не будет коррупции на таможне, уберите эту систему, чтобы предприниматель не спрашивал, можно ли ему заниматься тем или иным делом, тогда у вас не будет чиновников, которые буду брать взятки, соответственно будет меньше затрат на все это.
- А то, что половина мест в правительстве, грубо говоря, заняли люди с Майдана, это правильно?
- Нет. Зачем они пошли в правительство и что они собираются там делать? Вот возьмем Яценюка, вы можете сформулировать, что он предлагает? Ничего. Только лишь взять деньги в долг.
- То есть, с приходом новой власти будет то же самое?
- Один в один. Пока народ не поймет, что нужно не политиков менять, а систему.
(Продолжение в следующем номере)
Беседовала Анна Бевза
Газета «Магнат», №13 (2014)