Оглядываясь посторонам, понимаешь, что со времен Михаила Булгакова шариковых в наши дни сталоничуть не меньше. Скорее наоборот. Имя им легион. И они уже имеют трибуну, скоторой несут в массы свой жизнеутверждающий принцип: «взять все, да иподелить», на налоговиков и таможенников…

 Ломать, какговориться, не строить. Оно, конечно, инспирированный шариковым обыватель подумает: а чтос того? Можно сколько угодно туда-сюда объединять и сноваперегруппировывать ведомства. Поменял вывески и все. Но, задайте сами себевопрос: кто нас после этого умными назовет?

 Найдутся литакие, например, во Всемирной таможенной организации (ВТО), которая ужевыразила готовность консультировать специалистов Министерства доходов и сборовУкраины в части повышения стандартов работы украинской таможни и внедрениястандартов ВТО в таможенную сферу? Кстати, представители ВТО достаточно высокооценили работу Миндоходов в части внедрения пятилетней стратегии развитияМинистерства, предусматривающей упрощение таможенных процедур, установлениепартнерских отношений с бизнесом, развитие таможенной инфраструктуры иэффективное противодействие таможенным правонарушениям.

 А, может быть,наши шараханья из стороны в сторону найдут понимание в головах консультантовмеждународной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, совместно с которымиэта самая стратегия развития Министерства и была разработана? Или в Европейскомбанке реконструкции и развития, с которым Миндоходов уже договорился ореализации программы борьбы с коррупцией на таможне?

 Нет, такой циркнам не нужен. Бросать реформу на полпути – значит забыть о ней на корню. Да, иперед иностранными партнерами опять же как-то неудобно. Начатое там принятодоводить до логического завершения…

 Если серьезно, тообъективных нареканий к работе ведомства господина Клименко в переходный периодв сущности-то и нет. Судите сами. За семь месяцев текущего года в сводныйбюджет Украины поступило 240,9 млрд.грн. платежей, из них 189,1 млрд.грн. – вгосбюджет, 51,8 млрд.грн. – в местные. По сравнению с аналогичным периодомпрошлого года бюджет получил на 9,2 млрд.грн. больше. Налогоплательщикамвозмещено 33,5 млрд.грн. НДС (пророст составил 24,2%).

 Как видим, дажеспад объемов экспорта и промышленности не отразился на поступлениях вгосбюджет. Следовательно, Миндоходов более-менее успешно справляетсясо своей главной задачей, работая максимально эффективно в существующихэкономических условиях.

 Но главное,пожалуй, все же не цифры, а наличие желания работать в команде. Ее,если хотите, настрой, с которым в новом ведомстве подходят к решению задач.Ведь ни для кого не секрет, что до слияния налоговые и таможенные органыпреследовали противоположные интересы, например, в вопросах налогообложения.Так, таможенные органы были заинтересованы в наивысшей таможенной стоимости,чтобы собрать больше ввозной пошлины и импортного НДС. Налоговые органы, в своюочередь, были заинтересованы в более низкой стоимости товаров для того, чтобыполучить больше налога на прибыль. Объединение же налоговых и таможенныхорганов в единое ведомство реально поспособствовало выработке сбалансированногорешения для таможенной оценки и трансфертного ценообразования. По прогногамМиндоходов, сумма только дополнительных доходов, которые поступят в бюджет врезультате действия закона о трансфертном ценообразовании, составит около 20млрд. грн.

 Само по себеобъединение налоговых и таможенных органов, а подобная практика, к слову, имеетместо во многих государствах-членах Организации экономического сотрудничества иразвития, априори уже содействует экономии бюджетных средств. Не будемзабывать, что тем самым удалось уменьшить затраты на их содержание, посколькуоколо 3% затрат государственного бюджета составляли затраты на функционированиеГНС и ГТС.

 ЕдиноеМинистерство позволило устранить и значительное количество бюрократических процедур,с которыми сталкивались граждане в деятельности органов, посколькуинформационные базы служб отныне объединены. Это, в свою очередь, помоглоизбежать дублирования одних и тех же функций, дав шанс на внедрение инноваций.Например, в части упрощения процедур получения административных услуг.Достаточно сказать, что за первое полугодие текущего года Миндоходов оформило1,5 млн. деклараций, из которых 83% – в электронной форме. При этом среднеевремя оформления одной таможенной декларации было существенно сокращено: приимпорте до 1 час 42 минут, при экспорте – до 44 минут…

 Конечно, ещедалеко не все сделано, а что-то, возможно, сделано не так, как задумывалосьпервоначально. Конструктивная критика, уверен, пойдет только на пользуМиндоходов. Ведь начатая реформа имеет конечной целью достижение европейскогоуровня налогового и таможенного контроля. В любом случае, соответствующий опыт,в том числе и мировой, уже существует, и единое Министерство доходов и сборовдолжно анализировать и использовать его. Так что раскачивать лодку рано.