ЕКПЧ: Доступ общественности к информации о ходе расследования уголовных дел
Широкоизвестно, что статьи 2 (лишение жизни) и 3 (пытки, нанесение телесных повреждений) Европейской конвенции по правам человека предусматиривают обязанность государственных органов информировать потерпевших о ходе уголовного расследования в той мере, которая необходима для того, чтобы они могли защитить свои законные интересы.
Обязывает ли Конвенция также информировать о ходе расследования уголовных дел и широкую общественность?
В поисках ответа на этот вопрос целесообразно обратиться к делу Al Nashiri v. Poland, касающегося жалоб заявителя содержавшегося в секретной тюрьме ЦРУ на территории Польши. ЕСПЧ пришёл к выводу о том, что «если расследование касается обвинений в серьезных нарушениях прав человека, право на истину в отношении соответствующих обстоятельств дела принадлежит не только жертве преступления и его семье, но также другим жертвам аналогичных нарушений и широкой общественности, которые имеют право знать, что случилось. Адекватная реакция властей при расследовании заявлений о серьезных нарушениях прав человека имеет большое значение для поддержания общественного доверия к их приверженности принципу верховенству права, а также для того, чтобы избежать впечатления безнаказанности, сговора или терпимости к незаконным действиям. По тем же причинам, должен быть обеспечен надлежащий общественный контроль над ходом следствия и его результатами, как на практике, так и в теории (см. Anguelova v. Bulgaria, no. 38361/97, § 140, ECHR 2002-IV; Al-Skeini and Others, упомянутое выше, § 167, и El-Masri, упомянутое выше, §§191-192). В данном деле, представители жертв и широкая общественность получали только крайне скудную и неопределенную информацию о ходе и масштабах расследования дела, в том числе о предполагаемых преступлениях Даже на слушаниях в этом Суде Правительство очень неоднозначно описало характер преступлений, которые были объектом расследования».
В то же время статья 6 Конвенции, которая предусматривает право обвиняемого на «публичность» судебного разбирательства не обязывает государсвенные органы информировать общественность о ходе досудебного расследования. Требование публичности относиться лишь к публичному оглашению приговора и праву общественности присутствовать в судебных заседаниях.