Обратная сторона вынужденной миграции
С начала войны россии против Украины более десяти миллионов украинцев покинули свои дома. Больше четырех миллионов выехали за границу, большинство – женщины и дети.
То, что люди покинули свои дома, страну, – удручающее обстоятельство. Но раз уже массовая миграция случилась, я попробовал найти в ней положительные стороны. И мне это удалось.
Моя младшая дочь сейчас в Италии, она ходит в школу и ведет полноценную жизнь. Зарубежные школы дают украинским детям шанс получить образование и не потерять будущее. И это при том, что учебным заведениям приходится учитывать последствия двух лет пандемии. Поймал себя на мысли: я буду рад, если она проведет несколько лет активного формирования личности в солнечной стране и в окружении улыбающихся приветливых людей.
Наши дети, прожившие какое-то время за границей, окрепнут духом, получат хорошее образование, причем абсолютно безплатно, напитаются европейскими ценностями и со всем этим вернутся в Украину восстанавливать страну. Мы получим целую прослойку людей совершенно другого уровня, которые и Украину выведут на новый уровень, поставят ее в один ряд с европейскими странами.
Из Европы вернутся не все, но те, кто вернутся, будут уже совсем другими. Некое время они проживут в Европе. Что важно – проживут не в качестве обособленных туристов (приехали – уехали). Они будут стараться адаптироваться к окружающей среде, выучить язык, понять культуру страны, в которую приехали. Вернувшись, такие люди привезут с собой другие ценности и другой дух, ведь этот опыт не проходит бесследно. По себе знаю – в 20 лет я полгода жил в Польше. Именно тогда у меня зародилось желание построить в будущем в Украине красивый прозрачный бизнес. Для нашей страны вернувшиеся из Европы украинцы – это бонус.
А что получил Европа? Только ли головную боль? Ну уж нет. Во-первых, Европа увидит совершенно других украинцев. Увидит и удивится. Раньше в европейские страны приезжали или богатые туристы, или бедные «заробітчани». Теперь же, в силу обстоятельств, туда выехала совершенно другая категория людей – средний класс. Мотивированных, уверенных в себе людей, которые хотят выучить язык, устроить (хотя бы временно) своих детей в садики и школы, ассимилироваться, наладить контакт с местными жителями для более комфортной жизни в новой среде. Таких украинцев Европа еще не видела – во всяком случае, в таком количестве.
Не все женщины после войны вернутся в Украину. Кто-то останется, найдет себе там спутников. И для Европы это, в общем-то, тоже шанс – разбавить свою подзастывшую стареющую кровь качественным красивым генофондом. Вот так Украина сыграет историческую роль в обновлении старушки-Европы.
Внутренняя миграция тоже имеет большое значение. Восточные и западные украинцы очень разные, и в этом наша сила. Вместе с тем, северная и южная Испания – очень разные, запад и восток Германии – разные, Штаты – понятное дело... Во всех больших, сильных нациях всегда есть серьезные отличия и это не есть плохо. Много людей из восточной, северной Украины приехало в западную часть страны. Как ни крути, там другая культура, к которой тоже нужно адаптироваться, в которую нужно интегрироваться. Я провел несколько недель во Львове, пропитался свойственной его жителям манерой общения, принципом ведения дел, аутентичным западноукраинским духом. Жители западной Украины точно так же перенимают что-то у переселенцев и это не есть плохо. Как не крути, основная промышленность и бизнес страны росположены преимущественно на востоке. Здесь есть чему поучиться. Это взаимный обмен культурой, ценностями, бытовыми привычками. Такое перемешивание расширяет горизонты, и на фоне поднявшейся волны патриотизма цементирует нацию.