Развитие Украины в контексте решения крымского кризиса
Два года назад Украина потеряла Крым. И все это время украинская власть фактически не предпринимала решительных шагов по деоккупации полуострова. Она так и не сумела разработать комплексную стратегическую программу возвращения утраченной территории. Решения, которые принимались в этом направлении, носили преимущественно популистский характер. Так, Верховная Рада Украины решила создать на полуострове свободную экономическую зону, позволила там открывать казино. Одновременно в рамках программы декоммунизации были переименованы ряд крымских городов. Вот только все эти решения так и остались на бумаге по одной простой причине: сегодня наша страна ситуацию в Крыму никоим образом не контролирует.
Как следствие — крымская тема для украинцев потерялась среди других, более острых и актуальных. Речь идет о военном конфликте, спровоцированном Россией на Востоке Украины в апреле 2014 года. За более чем два года его жертвами уже стали порядка 10 тыс. человек. А количество вынужденных переселенцев с Луганской и Донецкой областей превысило 1 млн человек.
Свою роль сыграл и острый экономический кризис в стране. Он вынудил украинцев больше задумываться о многочисленных проблемах, которые он породил. Поэтому о судьбе аннексированного полуострова чаще заботились международные партнеры Киева. Они ввели против России свои экономические санкции и пообещали не снимать их, пока Крым не вернется в Украину.
С недавних пор ситуация на полуострове снова начала занимать ведущее место в топ-новостях украинских и зарубежных СМИ. О ней заговорили политики и независимые эксперты. Повышенный интерес демонстрируют и рядовые граждане. Некоторые из них смотрят на развитие крымских событий даже с опаской, побаиваясь, что нынешний российско-украинский конфликт относительно Крыма может перейти в горячую фазу.
Дело в том, что Россия решила ужесточить свои позиции по крымскому вопросу. Грубо попираются права местного населения. Прежде всего, это касается представителей коренного народа – крымских татар. Против них разворачиваются настоящие репрессии – возбуждаются сфабрикованные уголовные дела, запрещается деятельность общественных организаций, оппозиционных СМИ и пр.
Но РФ не ограничивается сугубо крымскотатарской темой. Она активно создает из Украины образ врага. В начале августа, она обвинила нашу страну в терроризме. И для этого даже придумала историю с так называемой украинской диверсионно-разведывательной группой, которая якобы планировала диверсии на стратегических объектах в Крыму.
Такое развитие событий свидетельствует о том, что в ближайшее время Киеву и Москве вряд ли удастся найти компромисс по крымскому конфликту. А это значит, что Украине следует формировать свою сильную политику, направленную как на краткосрочную перспективу, так и на отдаленный период, с учетом национальных интересов.
Прежде всего, необходимо предпринять ряд важных шагов. Один из них — подать иск в Международный суд ООН по поводу незаконной оккупации РФ части украинской территории. Тем самым Украина зафиксирует свой статус-кво и отношение к крымскому кризису. Наша позиция здесь должна быть предельно ясной: территориальная целостность Украины была нарушена и поэтому Киев пытается ее восстановить в рамках международного права.
Такие действия соответствуют принципам международного сообщества. Один из них — уважение суверенитета и территориальной целостности государств и признание их границ. Украина вправе рассчитывать на положительное решение Международного суда ООН в свою пользу.
Одновременно она получает и вторую выгоду от подачи иска против РФ в Международный суд ООН. Его рассмотрение может длиться достаточное долго, и пока суд не вынесет своего решения, Украина может обращаться к странам-партнерам, чтобы они не снимали экономических санкций против России. Их эффективность уже доказана практикой — в российской экономике усилились процессы стагнации.
Не менее серьезным и актуальным шагом для Украины является и создание международной рабочей группы, которая призвана посодействовать решению крымского кризиса. По существу она должна стать аналогом минского переговорного процесса и в ее состав должны войти авторитетные политики и эксперты стран-гарантов безопасности Украины, которые действительно заинтересованы в полноценном разрешении конфликта между Украиной и Россией в крымском вопросе.
Необходимость в такой международной рабочей группе очевидна. Сегодня в Крыму нет ни одного международного наблюдателя. И это дает возможность России формировать выгодную для себя ситуацию на полуострове. Все тамошние события трактуются ею только в удобном для нее свете, поэтому международное сообщество зачастую просто не знает, что и как происходит в Крыму на самом деле.
Задача международной рабочей группы — ежедневно мониторить ситуацию в Крыму и предавать широкой огласке полученную информацию. Это может остудить те горячие головы в Москве, которые ищут любой повод для обострения отношений с Украиной и готовы использовать его даже для вооруженного конфликта. История с так называемой украинской диверсионно-разведывательной группой является этому подтверждением.
В компетенцию международной рабочей группы должны входить и вопросы, связанные с защитой прав человека на полуострове. В частности — как решаются межнациональные вопросы, как обеспечивается свобода вероисповедания и свобода слова и другие.
Очень важно, чтобы международная рабочая группа фиксировала понесенные Украиной экономические, культурологические и прочие потери. Вследствие аннексии Украина утратила в Крыму большие сырьевые ресурсы. Там осталось немало украинских предприятий, в том числе, и тех, которые были построены в период государственной независимости. Речь идет как о государственных объектах собственности, так и о частных. Как ГАО "Черноморнефтегаз", ГП "Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами", ОАО "Международный аэропорт "Симферополь", ряд государственных морских портов и другие. Всеми этими ресурсами сегодня активно пользуется Россия. Кроме этого, недавно для участия во Всероссийской выставке в Москву были вывезены 38 картин из Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского.
Фиксация международной рабочей группой соответствующих потерь Украины позволит ей значительно легче решать вопросы реструктуризации внешних долгов.
Инициируя обращение в Международный суд ООН и создав международную рабочую группу, Украина дает сигнал всему миру, что ей не безразлична нынешняя судьба Крыма и что мы готовы бороться за него. В краткосрочной перспективе Украина вряд ли сможет рассчитывать на глобальные позитивные перемены. Но этими своими действиями она засвидетельствует, что стремится к ним.
Поэтому в долгосрочной перспективе уже можно ожидать положительного решения Международного суда ООН, компенсации от России экономического ущерба, который Украина понесла вследствие потери Крыма. Благодаря такой активности роль Киева существенно возрастет, и он станет полноценным игроком на мировой политической арене. К его мнению будут более внимательно прислушиваться.
Возможен и второй сценарий разворачивания событий— более пессимистичный. Украина может продолжать наблюдать за дальнейшим развитием крымского кризиса и не пытаться активно воздействовать на его разрешение. В краткосрочной перспективе тогда возникает риск снятия санкций с РФ, чего она и добивается. Запад может не признавать аннексию Крыма, но в то же время входить в тесные политические и экономические отношения с Россией. В таком случае Украина остается не у дел.
Более того, при подобном раскладе уже Россия может предъявлять экономические претензии к Украине и даже обвинить в финансировании терроризма и обратиться с иском в Международный суд ООН. И это не выдумки, а реальные угрозы—она уже сейчас пытается говорить об этом.
Выбор остается за украинской властью. Сегодня инициатива находится именно в ее руках, и теперь важно, чтобы в крымском вопросе украинская власть перешла к решительным действиям.