Дотационный Крым
Крымв своем нынешнем состоянии можно считать «бермудским треугольником» длялюбых социологических исследований. Всепоказатели зашкаливают и сбоят как при магнитной буре. Аффективное состояниеобщества, накаченное пропагандой и факторами страха, будет врать даже самимсебе и тем более анкетам для анализа социальной температуры. Зато не врут цифры,если правильно их читать. Например, бюджет аннексированного Крыма в 2014 году составил125 млрд рублей, около 2 млрд долларов США. 85% этой цифры – естественнодотации из российского бюджета. Бюджет украинского Крыма в 2013 году составилоколо 1 млрд долларов США. При этом дотации из госбюджета составляли 30%. Этоне хитрое сравнение о том, что экономика Крыма в состоянии изоляции не работает.И 85% дотаций из бюджета РФ – это не великодушная щедрость, а вынужденныетраты. Столько стоит содержание «зеленых человечков», поставка энергоресурсов,разработка артезианских скважин, дотации в логистику, а потом уже хваленаяпенсия и социалка.
Чтобыпонять, что произошло с экономикой Крыма и что на самом деле чувствуюткрымчане, нужно посмотреть на оборот валового регионального продукта Крыма. Этото, что Крым зарабатывал сам. До аннексии ВРП Крыма достигал 3-х миллиардовевро. Его структура была такой: на первом месте промышленность, потом торговля,сельское хозяйство, транспорт и связь, социальный сектор, государственныйсектор и туризм около 4% ВРП. На сегодняшний день лидирующие отрасли экономикиКрыма практически полностью свернуты. То есть за год ВРП Крыма полностьюпоменял свою структуру. И доходную часть бюджета собирать практически не изчего.
Промышленныепредприятия полуострова, которые были ориентированы на экспорт и давали бюджетульвиную долю налогов, оказались в блэк-листе стран Европы, куда раньшепоставляли товары. Это случилось и с Феодосийским предприятием по обеспечениюнефтепродуктами, некогда крупнейшим хабом по перевалке нефтепродуктов в СНГ.Сегодня оно работает только на внутренний оборот. А какой оборот может бытьмежду тупиковым Крымом и материковой Россией объяснять не надо.
Сельскоехозяйство сегодня также активно теряет урожайность в виду отсутствиянеобходимого количества воды, которая больше не поступает по Северо-крымскомуканалу. Второй момент – это логистика. Продукция сельского хозяйства –быстропортящаяся, и ее объемы превышают потребности населения Крыма. То естьнадо вывозить с территории полуострова. Раньше сельхозпродукцию вывозили наматериковую Украину. Но с учетом того, что сегодня Крым это практически островв вопросах логистики, то стоимость товаров может увеличится до цены золота,из-за расходов на доставку до места реализации. К тому же поставки черезКерченскую паромную переправу не могут быть регулярными по целому ряду причин.
Дажете производства, которые могли бы переориентироваться на российский рынок снаименьшими потерями, сегодня находятся в тупике. Например, виноделие. Весьпрошлый год винодельческие предприятия проходили перерегистрацию илицензирование по российскому законодательству. Но когда переходный периодзавершится, сказать, что реализация крымского вина пойдет на ура тоже нельзя.Российский рынок имеет свою специфику и зайти на него достаточно непросто.
Такчто тезисы о фантастическом увеличении финансирования Крыма – это ширма. Отповышенных затрат России на регион, сам полуостров в деньгах не купается, акрымчанам и вовсе туго. При этом сумма дотаций Крыма из российского госбюджета будетстремится к 100%.
Увеличениерасходов на зарплаты бюджетников и социалку, которыми так гордятся в Крыму -сравнительно небольшие улучшения в жизни отдельных категорий жителей полностьюнивелируются значительным ростом цен на товары и услуги для всех крымчан. Иувеличение расходной части бюджета по этим направлениям не дает Крымуперспектив быть развитым и развивающимся регионом. Это искусственное поддержаниежизни изолированного региона, напоминает поддержание жизни пациента в коме.
ВРоссии прекрасно понимают все это. Если взять их программу развития Крымскогофедерального округа, то она не предполагает планов по увеличению объемов иностранныхинвестиций, а только лишь вложение госсредств в регион вплоть до 2017 года. Тоесть согласно их плану развития Крыма, экономика полуострова развиваться небудет, а территория станет полностью дотационной. Другими словами покаполуостров будет отнимать «хлеб» у других регионов РФ.
Всравнении, украинская Стратегия социально-экономического развития Крыма до 2020года была всецело направлена на увеличение инвестиций на полуостров. Только в 2011году - первый год реализации стратегии, было привлечено около $450 млн. То естьстратегия работала, и Крым в тенденции привлечения инвестиций вышел на второеместо по Украине, после Киева. РФ многое взяла из Стратегии развития Крыма2020. Это говорит о том, что документ был признан эффективным. И если бы неаннексия, то полуостров вполне мог бы стать локомотивом среди других регионовУкраины. А если бы официальный Киев не сопротивлялся реализовать Стратегиюразвития Крыма, возможно, полуостров бы не уплыл к чужим берегам.