В Киеве прошел первый Международный GRфорум. Началось обсуждение ключевых вопросов организациицивилизованного взаимодействия власти и бизнеса.  

Среди вопросов которые дискутировались, ключевоеместо занимал такой: Нужен ли  закон олоббизме? Некоторые мысли по этому поводу.

С точки зрения теории, вспомним принцип «НЕЗАПРЕЩЕННОЕ ЗАКОНОМ ДОЗВОЛЕНО». Исходя из него, закон есть совокупностьограничений действий некоторого субъекта регулирования. Ограничения могут носитзапретительный, предписывающий  и пр.характер. Чья деятельность может выступать предметом регулирования  подобногозакона? Их не так много, это фигуранты процесса лоббирования (нормотворчества,законотворчества). В первую очередь это лицо принимающее решение (ЛПР), которымможет выступать как отдельно взятый государственный деятель, такимиполномочиями наделенный (Президент), так и коллегиальный орган (Парламент, Кабинетминистров и пр.). Вторым фигурантом выступает заказчик лоббисткого проекта (содержаниемкоторого является введение новых, изменение или отмена действующих норм, либопротиводействие таковым введению, изменению или отмене). Заказчиком можетвыступать как  народ в целом, так иотдельные группы влияния либо влиятельные лица, чьи интересы зависят отконфигурации правового поля. Ну и третьим фигурантом является собственнолоббист, лицо или организация, выступающее посредником между первыми двумя,обеспечивающее актуализацию запроса на изменение правового поля, его формализацию(формирование текста проекта соответствующего документа),  подбор и согласование аргументационного ряда, обеспечениенеобходимого информационного контекста, формирование потенциала продвижения имного других функций.

Предполагаемый Закон должен что-то ограничить, нато он и закон. Сократить количество фигурантов нельзя, существование перечисленныхролей обусловлено сущностью процесса. Запретить ЛПР принимать нормотворческиеинициативы от кого- либо кроме лицензированных лоббистов? Это наиболеесооблазнительная идея из всех возможных. Первое, что сделает любой ЛПР, всемиправдами и неправдами получит под себя лоббисткую лицензию и получит легальныйисточник доходов, начнет официально продавать и перепродавать свое внимание ирасположение. Имеет ли такой подход какое либо отношение к становлениюпрофессионального лоббизма, гражданского общества, демократического государстваили хотя бы противодействию коррупции? Аналогичный подход будет место и состороны наиболее влиятельных заказчиков – в большинстве случаев их будутобслуживать собственные лоббисты.

С другой стороны, на сегодня деятельность лоббистовникак не ограничена, если не переходит в криминальное поле в результатеиспользования таких инструментов убеждения ЛПР как подкуп, шантаж, физическоенасилие  и пр. Законотворческая инормотворческая процедура достаточно урегулирована, начиная от Конституции иРегламента ВР до регламентов работы отдельных министерств и ведомств, а такжесозданных при них органах взаимодействия с обществом. На полученные доходы отлоббисткой деятельности также несложно легализовать в налоговом плане, онавполне вписывается в многоликую консультационную деятельность.

Есть мнение что закон о лоббизме поможет создатьрынок соответствующих услуг, а если точнее – даст возможность попасть на неготем, кто сейчас такой возможности не имеет.

Это распространенное и многократно проверенноезаблуждение.