Министерство экономическогоразвития и торговли Украины не исключает возвращения Украины к практикеформирования свободных экономических зон, особенно в приграничных регионах, вкачестве инструмента развития отдельных территорий в разрезе привлеченияинвестиций, создания производств и повышения занятости населения. 

Концепция СЭЗ изначально являласьдовольно спорной. Свободные экономические зоны сравнительно не долгопросуществовали на Украинской территории и практика их использования была противоречивой. Нокак бы то ни было, СЭЗ были проявлениями и гармоничной частью украинскогоналогового режима, который примерно до 2010г., по сути,  вполне можно было назвать одним из самыхлиберальных в мире, хотя и среди развивающихся стран.

 Ранее мы уже рассматривали версию, чтоименно попытки определенными «протовластными» (формирующими структуру власти и целигосударственной политики) группами ускоренно установить на территории Украинырежим налогообложения, максимально приближенный к принятому в ЕС, стал одной изглавных причин нынешнего т.н. «политического кризиcа».   Это, в совокупности с нецелевымиспользованием возможностей фискальных и прочих силовых органов по изъятиюактивов и захвату бизнеса, привело к резкому ухудшению условий существованиямалого и среднего бизнеса и накоплению в обществе значительного, легковоспламенимогопротестного потенциала. А желающих чиркнуть спичкой вокруг всегда хватало.

Что же мы видим теперь?  СЭЗ еще нет, их появление под большимвопросом, но  сам факт возрождения этойконцепции, начала обсуждения, уже может свидетельствовать о многом. Сосдержанным оптимизмом можно  говорить,что, по – крайней мере, часть из тех самых «протовластных» групп взяла курс насмягчение налогового режима внутри страны. Биографиянынешнего господина Министра экономического развития и торговли не дает особойсвободы для  фантазии об источниках  лоббистких инициатив данного учреждения вообще, и свободных экономических зон – вчастности. 

При этом нельзя однозначноутверждать, что курс этот является следствием провала евроинтеграционногопроцесса, вместе с возлагаемыми на него надеждами по использованию преимуществюрисдикции ЕС для легализации и защиты активов украинских олигархов. Так жесложно предполагать, что желание это возникло под влиянием угроз о применении санкций состороны первопечатников пока еще главной резервной валюты и заправилкорреспондентских счетов.  Вряд лиглубокоуважаемые украинские олигархи почувствовали себя настолько загнанными вугол родного государства, что решили заняться его обустройством.

Предполагается, в частности, чтов своей новой реинкарнации, СЭЗ будут экспортно – ориентированными.  Означает ли это, что в духе набирающей силу вразвитых странах  новой индустриализации,на этих территориях ускоренными темпами вырастут новые высокотехнологичные предприятия,будут созданы новые рабочие места, и все за счет  одумавшихся и вновь поверивших в Украинуиностранных инвесторов?  Хотелось быверить. Но нельзя исключать вариант, что осознана потребность во внутренних, уютных налоговых гаванях,  в которых капиталы могут переждать всемирный крестовыйпоход против оффшоров.  Да и рвение поконтролю за транфертнымценообразованием  тоже как тонадо смягчать.

Тем не менее, факт имеет местобыть, и в ближайшее время мы будем наблюдать (хотелось бы в это верить) попыткукоррекции украинского налогового законодательства, пусть путем созданияисключений для исключительных,  но зато всторону его либерализации. А это  важныйпрецедент.