Дефолт. Быть или не быть?
При каждой смене власти в Украине обязательно всплывает вопрос ревизии состояния государственной казны, а также долгов и возможности платить по ним. Как следствие, тут же возникает вопрос дефолта или объявления Украины банкротом.
Тема настолько актуальная и раскрученная, что сложно найти гражданина, не имеющего своего «экспертного» мнения по данному вопросу.
Новая команда решила не менять правила, и вопрос дефолта был «вброшен» в медиа-пространство еще на этапе выдвижения кандидатов (интервью И.В. Коломойского Соне Кошкиной, интервью В.А. Зеленского Дмитрию Гордону, пресс-конференция В. Голобородько с представителем МВФ).
Такие точечные «вбросы» - это возможность прозондировать настроения украинцев.
Какова же вероятность послать МВФ по пути, озвученном сериальным президентом? CUI BONO? CUI PRODEST?
В. Зеленский
Дефолт для масс озвучивается, как односторонний отказ платить по долгам: средства «сэкономленные» на возврате кредитов и процентов могут быть направлены на социальные выплаты и внутреннее инвестирование.
В реальности же, последствиями дефолта могут быть (а в случае Украины гарантированно будут) гиперинфляция и девальвация национальной валюты, задолженность по выплате заработной платы и социальных платежей (пенсий, стипендий).
И если долги по выплатам украинцы могут почувствовать не сразу, а, скажем, по прошествии местных выборов, то «падение» гривны будет ощутимо мгновенно.
При таком сценарии, «Слуга народа» не получит запланированные мандаты «на местах», что сильно подпортит политический курс нынешнего президента.
И. Коломойский
Игоря Валерьевича называют «хозяином» нового президента. Сам же он скромно именует себя «болельщиком» команды «Зе!».
Безусловно, олигарх имеет если не абсолютное, то хотя бы частичное влияние, как на президента, так и на парламент.
Хаос и беззаконие – родные стихии бизнесмена.
Девальвация национальной валюты по бизнесу олигарха никак не ударит. Скорее даже наоборот: выведенные ранее средства, конвертированные в твердые валюты, станут дороже обратно пропорционально падению гривны.
Именно эти средства могут стать инструментом укрепления влияния:
- Снижение затрат производства – заработную плату можно задерживать и пускать в другие проекты (что и так практикуется на предприятиях Привата);
- Скупка «дешевых» активов (зачастую подешевевших принудительно).
Американские инвесторы обязательно получат все вложенные средства с условленной прибылью.
Учитывая то, что часть займов Украины обеспечена гарантией Штатов, то в этой части американцы приложат все усилия для погашения таких долгов.
Таким образом, если верить, что американцы имеют контрольный пакет в ЗАО «Зе», то никакого дефолта не предвидится, а курс нового Президента не сильно будет отличаться от курса предыдущего.
Однако команда Д. Трампа могла бы использовать дефолт в Украине против своих конкурентов из демократического лагеря накануне очередных президентских выборов, а лично Байден может быть обвинен к причастности к дефолту.
В свою очередь демократам такой сценарий крайне не выгоден.
Европейцам дестабилизация Украины также не на руку (по тем же причинам, что и американским демократам). Но это только для так называемых «еврооптимистов».
Сторонники различных европейских «…exit»-ов могли бы использовать Украину в борьбе против своих конкурентов.
Однако необходимо помнить, что львиная доля госдолга Украины как раз перед странами ЕС.
Для России «украинский вопрос» уже не стоит на первых местах в повестке дня, а потому РФ вряд ли будет активно влиять на этот процесс. Тем более что для РФ выгодны оба варианта: дефолт – значит американско-европейская модель провалилась; новые кредиты – значит, в Украине ничего не меняется, и она продолжает жить в долг.
Таким образом, несмотря на экономическую обоснованность объявления дефолта и избавления от кредитной зависимости через «мобилизационную экономику», вероятность такого пути новоявленными «либертарианцами» крайне мала.
Однако, не стоит забывать, что мы живем в век «гибридных событий», и если на нашей территории ведется «гибридная война», то не исключена возможность «гибридного дефолта», при котором фактически он будет реализован, но официально не задекларирован.