Реформы на колесах: кто жмет на тормоза?
Тематранспорта, особенно пассажирского, всегда вызывала у меня интерес.Инфраструктурные проекты и решения, дерегуляция, безопасность перевозок,ликвидация коррупции и теневых схем – это лишь некоторые направления, которые язатрагивал в своих блогах.
Сегодняхочу вынести на обсуждение очередную транспортную тему, которая пересекается савтомобильной – это реформирование и развитие рынка железнодорожных перевозок. Обасектора (железнодорожный и автомобильный транспорт) являются перспективными иосновополагающими в формировании государственного бюджета. Правда, на практикевсе обстоит несколько иначе.
Железнодорожныйтранспорт – это монополист. Как по инфраструктуре, так и по подвижному составу.Похожая ситуация была и в сфере пассажирских автобусных перевозок после развалаСССР: существовали областные предприятия автобусных станций, на которыезаходили только автобусы автотранспортных предприятий. Конкуренции не было.
Пошлиреформы, государство вроде бы обеспечило свободный доступ к рынку пассажирскихавтобусных перевозок всем игрокам. Согласитесь, что пассажирские автобусныеперевозки в плане развития обогнали железнодорожные. На дворе 2016-й год.Свобода выхода на рынок автоперевозок на самом деле оказалась формальной –здоровой и полноценной конкуренции в этой области так и не появилось – правозаниматься этим бизнесом предоставляется тем, кто правильно отблагодаритчиновника. И это несмотря на то, что регулятор выстроил серьезную вертикальконтролирующих органов! По сути, реформирование этой отрасли лишь усугубилокоррупционную составляющую.
Посути, подобное может произойти и на железнодорожном транспорте. Я не разописывал в своих блогах проблемы, которые не может (или не хочет) решатьгосударство в сфере автомобильных пассажирских перевозок. Очень надеюсь, чтопри реформировании железнодорожной отрасли топ-менеджеры не только выберут правильныйвектор развития отрасли, но и смогут внедрить адекватные механизмыпротиводействия коррупции.
Хочуобратить внимание вот еще на что: несмотря на анонсированное реформированиеуказанных отраслей, дело движется, мягко говоря, со скрипом. Главная загвоздка,как я и говорил выше, - это «тенезация» рынка перевозок. Как грузовых, так ипассажирских. Причем, касается это и автомобильного, и железнодорожноготранспорта.
Понятно,что маневр для спекуляций и всяческих махинаций на тех же автобусных перевозкахкуда шире, чем в сфере железного транспорта. Как не раз я уже писал, ни одингосударственный орган до сих пор не знает, какое количество пассажировперевезено за год нашими пресловутыми маршрутками. Особенно теми, чьи рейсынаходятся в «тени».
Впригородном, междугородном и международном железнодорожном сообщении всенамного прозрачнее: есть фискальный сервер, все расчетные операции проходятчерез него. По сути, наличку не утаишь. Это – на первый взгляд. С другой жестороны, не секрет, что на железной дороге все же существуют хитрые схемы позаработку «левака». Но о них мы поговорим чуть позже. Кстати, отдельный вопрос– это перевозка льготных категорий граждан. Здесь, как мне кажется, не все такчисто и гладко, собственно, как и всфере автомобильных пассажирских перевозок. Не изучен до конца и потенциалжелезнодорожных пассажирских перевозок. В частности, складывается впечатление,что транспортники до сих пор не определили потребности людей в поездках. Иначекак пояснить дефицит билетов на самые популярные направления в пиковые периодыи переизбыток пустых вагонов на не особо востребованных маршрутах?
Посути, какую бы схему развития (реформирования) отрасли ни выбрали нашичиновники, какого бы зарубежного топ-менеджера ни пригласили, секторпассажирских перевозок будет далек от идеала. Виной всему – коррупционнаясоставляющая. При таком положении вещей любая рациональная инициатива напрактике будет рассматриваться как очередная возможность для дополнительногообогащения отдельными руководителями. Реформирование в данном случае – этоширма для прокручивания теневых схем.
Помнитепресловутую ротацию проводников? Хотели победить коррупцию на наиболеекоррумпированных направлениях движения поездов. Что получилось в итоге?«Зайцев» все так же возят, незаконные посылки передаются. Иными словами, взачатке была реформа, а на выходе из нее получилась усовершенствованная схема«левого» заработка.