В продолжение темы изменений законодательства, вызванных пандемией коронавируса, остановлюсь на важном для юристов Законом 540 от 30.03.2020 изменены сроки исковой давности. 

Про КЗоТ и изменение сроков для обращения в суд по трудовым спорам я писала в предыдущем посте.  

Кроме этого, внесены изменения в КАС, ЦПК, ХПК касательно продления, на срок действия карантина, установленного КМУ с целью предотвращения распространения эпидемии коронавирусной болезни (COVID-19), не только сроков исковой давности, но и всех остальных процессуальных сроков - от изменения предмета иска, подачи отзыва и доказательств до сроков апелляционного, кассационного обжалования, пересмотра дела по нововыявленным и исключительным обстоятельствам. Продлеваются также и сроки вступления в законную силу решений суда, что может существенно отложить момент предъявления к исполнению. 

Изменения в КПК продления процессуальных сроков, впрочем, не касаются.  

Переходные положения Хозяйственного кодекса дополнены статьей, продлевающей на весь период карантина (COVID-19) сроки начисления штрафных санкций в хозяйственных договорах, исчисление гарантийных сроков эксплуатации товаров и предъявления исков по ним, исковая давность по договорам подряда на капитальное строительство и проектным договорам. 

В Семейном кодексе продлили сроки предъявления требований о разделе совместно нажитого имущества, сроки исковой давности по спорам об отцовстве и материнстве. 

В Гражданском кодексе продление коснулось общей и специальной исковой давности, прекращения поручительства, требований касательно недостатков проданного товара, расторжения договора дарения, требований, вытекающих из договора найма, обжалования действий исполнителя завещания. 

Вместе с тем, срок принятия наследства (6 месяцев) не продлевается на время карантина, хотя подача заявления может быть затруднена, особенно в сельской местности, где заявление должно быть подано уполномоченному лицу соответствующего органа местного самоуправления, из-за ограничений в их работе в период карантина. 

Изменения долгожданные и логически верные, однако, думаю, что стоило предусмотреть продление процессуальных сроков не только для карантина при конкретном коронавирусе, но и на случай других возможных эпидемий, раз уж изменения внесены в кодифицированные акты, а то как-то недальновидно.

Также не понятно как будут применяться эти нормы для споров, сроки по которым истекли в период с 12 марта и до вступления в силу Закона 540, ведь за этот период действия карантина уже были выданы решения суда, вступившие в законную силу, а также, вероятно, вынесено множество решений без учета нормы о продлении сроков.