ТОП лист отечественного компромата
Пыл избирательных баталий в Украине ненадолго прекратился, а вот работа партийных, государственных и частных «центров мысли» по созданию различного рода провокаций – нет. В связи с этим хотелось бы провести экспресс-анализ основных тем отечественного компромата и показать, на что готовы пойти политические конкуренты в погоне за народным доверием.
Перед этим стоит напомнить, что компромат призван выполнять функцию политического разделения на «нормальных» и «ненормальных». Пользуясь философским наследием Карла Шмитта можно сказать, что любой компромат необходим для проведения более четкой демаркационной линии между «своими» и «чужими».
Место № 1 – компромат на сексуальную тематику. Стоит подчеркнуть, что украинская аудитория невосприимчива к темам семейных измен политиков. Отечественного читателя/зрителя можно зацепить только «неестественным» или, даже, «преступным» характером сексуальных отношений власть имущих. Для доказательства вышесказанного достаточно вспомнить громкие дела вокруг «артековских педофилов-депутатов» (напомню, эта тема так и не была прояснена и, в конечном итоге, её просто «замяли» депутаты-оппозиционеры, которые фигурировали в деле), «дело Ляшко» и последний компромат, который появился в сети на Арсена Авакова и Александра Кирша.
Компромат на сексуальную тематику хорош тем, что его легко создать, а «отмыться» от него очень трудно. По большому счету всем должно быть абсолютно по барабану кто с кем из политиков спит (если это, конечно, прямо не нарушает закон, как в случае с депутатами-педофилами). Народ Украины должны интересовать совершенно другие вещи: например, почему деньги, которые мы с вами платим в виде налогов на развитие инфраструктуры, идут на то, чтобы достраивать сараи на территории дач президента.
Однако уязвленному народу очень нравится возникновение подобных тем в информационном пространстве по той причине, что граждане чувствуют своё превосходство над извращенцами-политиками и это дает им повод гордиться собой.
Место № 2 – обвинение в политическом или идейном коллаборационизме. Связать человека с тем, что в своё время он был замечен в дружеских или деловых отношениях с правящим режимом (был «кучмистом», «оранжевым» или «бело-голубым»), был членом комсомола, коммунистической партии, имел общий бизнес с представителями Партии регионов, ВО «Батьківщина» и т.п. – не представляет особого труда. Так как возможностей легального политического самовыражения в Украине немного, а возможностей политической защиты своего бизнеса ещё меньше, то практически в биографии каждого политика можно найти сомнительное «тёмное пятно».
На выборах 2012 года обвинения в коллаборационизме было основной фишкой оппозиции. Интеллигенты из числа оппозиционеров называли это «предательством политических взглядов», намекая на слабоволие и психическую неустойчивость партийных коллаборационистов. Обычные же оппозиционеры просто указывали пальцем на оппонента и произносили магическое слово «тушка».
Например, именно под такой компромат попала семья Табаловых, которых, после перехода из оппозиции во властную команду, обвинили в политическом предательстве. При этом никто не разбирался на каких условиях они участвовали в избирательной кампании и кто им эти условия участия доносил.
Если мы будем до конца откровенными, то должны будем согласиться с тем, что в Украине на выборах народ вообще не принимает решений относительно того, кто будет представлять его интересы в парламенте.
Система такова: есть партийное руководство и олигархи, которые решают: допустить тебя или не допустить к партийному списку, поставить тебя или не поставить тебя на мажоритарный избирательный округ. Все примерно знают какие партии и в каких округах должны победить (учитывая электоральную динамику) и поэтому, фактически, начинают торговать местами как в списке, так и на округах, конечно не забывая и о том, что нужно завести в парламент блок «борцов», отрабатывающих свой мандат в Верховном совете постоянной работой со СМИ и различными перформансами.
Если человек покупает проходное место на округе или в списке за сумму N, то он становится полноправным владельцем этого места и может им распоряжаться, так как партия на его деньги проводила свою избирательную кампанию и вообще функционировала в период избирательной кампании. Таким образом, если бы Табаловых пригласили участвовать в выборах от ВО «Батьківщина» просто так, без денег, а исключительно за идею, то их поведение могло бы трактоваться действительно как предательство, а если они оплатили «ужин в ресторане», то, по сути, могут «сидеть за любым незанятым столиком в зале».
Но мы слишком глубоко ушли в дебри одного случая. Интересней всего то, что целые политические силы, а не только отдельных политиков, можно обвинить в предательстве своих идейных позиции. Так, например, и партию «Фронт змін» (в своё время), и партию УДАР, и ВО «Свобода» обвиняли в пособничестве власти. Якобы указанные партии развивались и развиваются благодаря финансовым вливаниям олигархов близких к Партии регионов. Насколько правомерны такие обвинения – вопрос всегда открытый, так как нет и быть не может открытых источников информации, в которых можно было бы проверить честность руководителей политических сил.
Именно поэтому компромат конспирологического толка получает второе место в ТОП листе.
Место № 3 – связь с криминалитетом и финансовые преступления. Административная и правоохранительная власть в Украине устроена таким образом, чтобы быть минимально подотчетной населению. Непрозрачность процедур в государственном аппарате, а также неизвестный источник стартового капитала, благодаря которому политик смог обогатиться в 90-х годах, приводит к тому, что каждый состоятельный человек в Украине может быть обвинен либо в деловых отношениях с криминалитетом, либо в финансовых преступлениях, благодаря которым были сформированы его стартовые финансовые условия.
В последнее время стало модным связывать братьев Кличко, с киевскими преступными группировками, мол, вначале 90-х братья-боксеры, как и многие другие ребята, которые занимались боевыми искусствами и были членами спортивных клубов, участвовали в организации системы столичного рэкета, а уже после этого начали делать публичную боксерскую карьеру.
Пример с семьей Кличко и «раскруткой» его связи с бандитскими группировками на сетевых форумах показателен, так как опять же любого богатого человека в Украине можно обвинить либо в участии в рэкетирских организациях, либо в пособничестве им (если, скажем, человек платил рэкетирам дань).Место № 4 – наркотики. В разное время заложниками этой темы был мэр Киева Леонид Черновецкий, харьковский тандем «Геннадий Кернес / Михаил Добкин» и даже Юлию Тимошенко пытались обвинить в наркомании (в сети можно найти уйму материалов по этой теме на сомнительных сайтах).
Стоит отметить, что тема наркотиков была одним из важнейших элементов медийных атак Юрия Луценко во времена его правления в МВД. Простота обвинения и сложность опровержения приводят к тому, что кого угодно можно обвинить в применении наркотических препаратов. Кроме того, тема «наркотиков» хорошо принимается народом, ведь она ему близка, а потому её популярность никогда не пропадает.
Место №5 – эксплуатация происхождения политика. К этому блоку, в первую очередь, относиться этническое происхождение, язык повседневного общения, вероисповедание политика, а также социальный статус семьи, в которой он вырос. В полной мере происхождение политика и характеристики, которые с этим происхождением связаны, могут не нести негативных коннотаций, однако их использование в определенном свете дает ожидаемый негативный результат.
Если человек имеет «неканонические» для украинской политики корни (таковыми могут быть только украинские и русские), то возможности его становления как политика сильно ограничены.
Сразу же вспоминается нелепое обвинение в адрес Арсения Яценюка, относительно того, что он имеет еврейские корни (этот компромат был вброшен в массу накануне президентских выборов 2010 года) и ещё более нелепую реакцию самого Яценюка на эту провокацию, которая заключалась в публикации своей родословной и доказывании, что он истинный, чистокровный украинец.
Учитывая этот опыт, а также многочисленные примеры аналогичных провокаций, наполнивших Украину во время парламентских выборов, следует полагать, что в будущем национальная карта будет разыгрываться ещё неоднократно.
Президентская кампания 2015 года началась, как только было сформировано новое правительство. Сейчас все силы власти и оппозиции будут направлены на публичное уничтожение лидеров партий-конкурентов, и я думаю, что нам нужно приложить все усилия для того, чтобы самим не стать заложниками компромата и не верить во всякую чушь, изобретаемую в канун новой электоральной кампании.