Хочу остудить пыл многочисленных «горячих голов» в украинском политикуме, которые по поводу фиаско США в Афганистане торопятся заявить, что «Акела промахнулся и стае нужен новый вожак».  В том смысле, что Украине пора искать нового «сюзерена» и куда-то там экстренно разворачивать внешнюю политику. Считаю такие апокалиптические заявления бессмысленными и провокационными, а любые подобные «крены» - опасными для нашей страны.

США, независимо от их текущих проблем, были и остаются нашим ключевым международным партнером и, по-прежнему - мощнейшей экономикой мира. И то, что сегодня представляется внешнеполитической катастрофой и демонстрацией слабости Штатов, через несколько лет будет восприниматься совершенно по-иному. За последние 50 лет американские военные контингенты уже уходили из Юго-Восточной Азии, с Ближнего Востока, из Африки. И тогда, в том моменте,  Вьетнам, Ирак, Сомали тоже казались катастрофами, сопровождались скандалами и пророчествами о закате периода доминирования США. Но время все расставляло на свои места. Не сомневаюсь - расставит и в афганском кейсе. Американцы извлекут уроки и станут сильнее. И именно этому их умению быстро адаптироваться, совершенствоваться  и использовать сегодняшние поражения для завтрашних побед нам стоит поучиться.  Поэтому — не переживайте за США, господа! Давайте думать о том,  как Украине пережить этот период турбулентности с наименьшими потерями. А может быть — и с профитом.

Я уже высказывался о том, что украинская дипломатия должна учесть корректировку внешнеполитического курса США, о которой заявляет новая администрация Белого Дома. Если США считают сегодня нецелесообразным «продвигать демократию посредством дорогостоящих военных интервенций или попыток свержения авторитарных режимов силой», этим надо пользоваться. Украина, которая самостоятельно прошла тяжелый путь становления демократического общества, должна стать более привлекательной для приложения усилий США, чем другие страны.  Тем более, что для этого нашу страну даже не надо силком тащить из средневекового феодализма.   Мы уже пережили развитой социализм, и сегодня живем в парадигме капитализма, хотя и  откровенно кумовского.  Но с этим явлением в США умеют эффективно бороться, причем чисто экономическими методами.

Надеюсь, что визит Президента Украины в США сдвинет с мертвой точки вопросы спасения атомной энергетики Украины, а значит — и всей экономики Украины. При этом я совершенно не разделяю всеобщих медийных восторгов по поводу  меморандума между «Энергоатомом» и «Westinghouse Electric». Ведь меморандум  сам по себе — это всего лишь декларация о намерениях. А Украине уже сейчас нужны новые энергоблоки. Или, как минимум -  нужны реальные контракты на строительство новых мощностей. Потому что проектные сроки эксплуатации большинства энергоблоков на украинских АЭС, даже при постоянных продлениях, истекают в течение ближайших 3-8 лет. 

Причем, исходя из вопросов национальной безопасности, Украина должна как можно быстрее отказаться от сотрудничества с Россией в вопросе поставок топлива и эксплуатации устаревших атомных блоков советского производства.

Вопрос в том, кто же заплатит за строительство новых блоков? Если оно будет финансироваться из украинского Госбюджета, то определяющим фактором выбора партнеров должен быть прозрачный конкурс. И в этом случае, вполне вероятно, цена американцев может оказаться не самой лучшей. Потому что на глобальном рынке есть и другие альтернативы. Например, весьма привлекательным вариантом для Украины могут оказаться предложения южнокорейских атомщиков. Их технологии производства атомных реакторов очень близки американским, и, что важно — Республика Корея не является стороной в противостоянии по линии США-РФ. В случае же, если если новые энергоблоки будут строиться на кредитные средства, необходимо будет очень внимательно оценивать условия получения и возврата этих кредитов, чтобы в итоге снова не потерять энергетическую независимость Украины.

Украина сможет получить дополнительный профит и в вопросе военной помощи со стороны США. $400 млн, предоставленные сектору обороны и безопасности в нынешнем году,  будут дополнены новым пакетом на $60 млн. Что — возможно, случайно, а возможно, и нет -  но в сумме практически идентично объемам помощи, которую Правительство США планирует оказать в 2021 году Украине на поддержку реформ - $463 млн.

Хотя, конечно, для многих украинских «экспертов» сегодня соблазнительно спекулировать на том, что армия США оставила талибам колоссальное количество вооружения и военной техники, так необходимой  ВСУ. И что, мол, могли бы и нам передать вертолеты, «хаммеры» и «Джавелины». Но могут ли мне ответить  наши доморощенные «эксперты», во сколько обернулась бы эвакуация такого количества техники из Афганистана в Украину? Я не встречал таких оценок. И полагаю, что такое решение вполне могло просчитываться нашими партнерами, но не было принято. В конце-концов, логистику придумали именно военные. И не нам учить американцев массовой переброске войск и техники по миру. Тем более что решение о выводе американских войск из Афганистана было принято еще в октябре 2018 года, администраницей Трампа. И новая администрация Белого Дома демонстрирует преемственность политики в таких важных вопросах. Что тоже является хорошим стимулом для Банковой в том, как проявлять последовательность не только в декларировании судьбоносных решений,  но и в их выполении.

Возможно, Украине следует занять более четкую позицию и вопросе реагирования на новые вызовы миграционной политики. Поток беженцев из Афганистана  неминуемо затронет и нашу страну. В Украине, по данным Госмиграционной службы, на 31 марта 2021 года пребывает 158 тысяч иностранцев и лиц без гражданства. При этом беженцами признаны лишь 1281 человек. А иностранцами, требующим дополнительной защиты в Украине, считаются всего 904 человека. Наверное, после прихода Талибана к власти, таких выходцев из Афганистана в Украине станет больше. И, вероятно, те же США и Евросоюз будут стимулировать руководство нашей страны к тому, чтобы Украина размещала беженцев на нашей территории. Как минимум,  украинское МВД уже даже планирует использовать пустующие тюрьмы для размещения ожидаемых нескольких тысяч беженцев, так как существующие депортационные центры не справятся с таким количеством мигрантов. А украинский офис Международной организации по миграции размещает в соцсетях объявление о поиске переводчиков с дари и пушту на английский, украинский или русский языки.

Я, естественно, не призываю отказывать в принятии беженцев, но однозначно буду настаивать на том, чтобы соответствующие украинские госструктуры корректировали свои действия с учетом негативных последствий 2016 года, когда власть дала согласие на строительство жилья для беженцев из Сирии в Яготинском районе Киевской области. Тем более, что на сегодня не решены проблемы с жильем и работой для сотен тысяч внутренне перемещенных лиц — граждан нашей страны, которые в 2014-м сделали свой выбор - остаться с Украиной. И которая фактически уже восьмой год подряд не может им реально помочь.

Еще одно мое ожидание от США по отношению к Украине — это то, что Штатам наконец-то станет интересно не только поспособствовать созданию в Украине дорогостоящей антикоррупционной вертикали, но придать ее руководителям творческого вдохновения на эффективное выполнение прямых функциональных обязанностей. Не зря же в итогом заявлении о стратегическом партнерстве Украины и США целый блок был посвящен избранию главы САП и защите полномочий директора НАБУ. А значит, этот вопрос будет доведен до реализации, и вскоре наши борцы с коррупцией начнут  усиленно сажать высокопоставленных украинских коррупционеров в тюрьму. 

Это, считаю,  была бы самая красивая история успеха на ближайший исторический период для нашей страны.