США могут помочь Украине найти в Госбюджете-2022 дополнительные 100 млрд грн
Что мог бы предпринять Президент Украины, чтобы по итогам его визита в США и накануне внесения проекта Госбюджета-2022 в Верховную Раду, у министра финансов Украины вдруг закружилась бы голова? Однозначно – Президент мог бы придать импульс оптимизма бюджетному процессу, перезагрузив переговоры Украины с ее крупнейшими внешними кредиторами о реструктуризации госдолга. А значит – и о соответствующей корректировке параметров Госбюджета на следующие несколько лет.
Момент как раз обязывает: приход «Талибана» в Кабул дает Украине ситуационный шанс серьезно усилить позицию на переговорах с США. Такими шансами нельзя пренебрегать. И в данном случае, почему бы не предложить Штатам сделать нашу страну, на контрасте с Афганистаном, новой «витриной успеха» внешней политики Белого Дома? Причем не только военной, но и экономической составляющей внешней политики США.
Ведь на подиуме этой витрины уже блестят принятые под требования международных партнеров-кредиторов «реформаторские» Законы Украины, и даже расставлены практически все необходимые фигурки статистов в виде НАБУ-САП-НАЗК и.т.п. Подвижки по реструктуризации внешнего долга как раз и могли бы стать тем заводным ключиком, который приведет в движение всю эту статично замершую «карусель», и позволит Украине выскочить из глубокой колеи экономической безнадеги, проложенной в унылой Бюджетной декларации на 2022-2024 гг.
Напомню: на 1 июля государственный и гарантированный государством долг Украины составляет 2,514 трлн грн, или $92,52 млрд. Из них $54,34 млрд – государственный и гарантированный государством внешний долг. В следующем году Украина должна погасить 126,1 млрд грн внешнего долга. А всего погашение госдолга на 2022 год составляет 420,7 млрд грн, т.е. – треть от прогнозных доходов Госбюджета-2022 в 1,219 трлн грн, заложенных в Бюджетной декларации. Для нашей, воюющей страны – это очень много. И, если президентская команда госуправленцев, претендующих на полный контроль действий правительства, сможет частично разгрузить долговую составляющую в Госбюджете за счет уменьшения внешних выплат, это облегчит процесс прохождения в Раде проекта Бюджета-2022. Особенно - в свете предстоящей неразберихи в Кабмине из-за возможных осенних кадровых перестановок.
Естественно, тема реструктуризации внешнего долга Украины – неоднозначна. И многие представители экспертной среды, даже в статусе профессуры и экс-руководства Минэкономики, сразу же мне возразят, что нашей стране нельзя рассчитывать на списание или реструктуризацию долга со стороны МВФ и других кредиторов. Аргумент против списания – Украина не входит в число наибеднейших стран, которые, например, подпадают под критерии инициативы G20 по приостановке обслуживания долга (DSSI). Согласен – Украина, по крайней мере пока что, не настолько бедная страна, как, например, тот же Афганистан, которому МВФ облегчил налоговое бремя в рамках Трастового фонда для ограничения и преодоления последствий катастроф (ККРТ). Но если ничего не делать, наша страна скоро окажется в этом пуле. И тогда никакие Трасты МВФ нам уже не помогут.
Тем более, что ведь есть и другие кейсы. Например, Аргентина, третья по размеру экономика Латинской Америки, в прошлом году убедила держателей внешнего долга реструктуризовать 93,5% облигаций на $65 млрд. Правительство этой страны рассчитывает до 2030 года вернуть в экономику более $35 млрд и снизить процентные выплаты по иностранным облигациям с 7% до 3%.
Поэтому, учитывая экстраординарность ситуации, Белый Дом мог бы своим авторитетом и весом в международных финансовых организациях поддержать идею предоставления Украине отдельного статуса в вопросе реструктуризации и списания части украинских долгов. В конце концов – отчаянные времена требуют отчаянных мер. И эта старинная пословица полностью применима к вопросу реструктуризации внешнего долга Украины.
Следуя этой логике, Украина должна была бы показать кредиторам, что понимает важность задачи уменьшения бремени внешнего долга, и не будет относиться к получению $2,7 млрд «дивидендов» от МВФ как к подарку на 30-летие Независимости. Эти средства должны пойти исключительно на уменьшение долговых выплат в 2022 году. Хотя бы потому, что, как бодро рапортуют налоговики, планы налоговых поступлений в Госбюджет за 2021 год успешно перевыполняются. А значит – будет чем рассчитаться с кредиторами в сентябре. Ведь фискалы же не могут обманывать руководство страны, не правда ли?
И, если бы нашим переговорщикам удалось договориться с кредиторами о списании хотя бы 10% от $54,3 млрд государственного и гарантированного государством внешнего долга Украины, Госбюджет-2022, из которого не пришлось бы вынимать 126 млрд грн на выплаты по внешним долгам, смог бы заиграть совершенно иными красками.
Но эти «краски» уж точно нельзя замешивать на коррупционной палитре государственных инвестиций в виде всяких «Больших» госпроектов. Так сказать, чтобы потом следователям было проще восстановить канву деяний и состав преступлений. Потенциально высвобождающие средства можно было бы целевым образом направить на реализацию неожиданной и оригинальной идеи - выполнение предвыборных обещаний Президента в адрес бизнеса.
Например, реализовать президентскую идею годичных налоговых каникул для ФОПов. Это примерно 30 млрд грн единого налога за год. Естественно, необходимо предусмотреть в проекте Госбюджета соответствующие компенсаторы для местных бюджетов. Еще надо наконец-то внедрить НнВК для всего бизнеса, а не только для некоторых подопытных отраслей. И, соответственно, компенсировать возможные потери бюджета в размере 50-70 млрд грн от его введения. После чего останется еще примерно 25 млрд грн для вымечтанного Минфином в Бюджетной декларации фискального простора на 2022 год. Что сразу же подчеркнет всю фискальную бессмысленность попыток правительства найти эти деньги через протягивание законопроекта №5600.
Уверен, что такие серьезные шаги навстречу украинскому бизнесу не остались бы незамеченными и зарубежными инвесторами. Которые, даже безо всяких отечественных нелепиц вроде «инвестнянь», снова вернули бы Украину на свои инвесторские радары. А значит – в нашей стране, усилиями внутренних и внешних инвесторов, смогли бы появиться те самые десятки тысяч новых рабочих мест, о которых так любят фантазировать в Кабмине. Но для этого стратеги из ОП должны очень оперативно найти убедительные аргументы, чтобы США поверили в Украину. Хотя бы затем, что для администрации Белого Дома успех Украины на горизонте 2022-2024 годов может быть репутационно более важным, чем для временных жителей Банковой.