Законом Украины «Об исполнительном производстве», принятом в 1999 году,  было установлено, что:

 

«Виконавець зобов'язаний провести виконавчі дії та виконати рішення, не пов'язані з реалізацією майна боржника, не пізніше ніж у двомісячний строк з дня надходження виконавчого документа. Продовження зазначеного строку можливе лише у випадках, передбачених… Законом» (ч. 1 ст. 25 указанного Закона).

 

      Законом Украины от 28.11.2002 г. N 327-IV  эту норму подправили в «нужном направлении» и указанный двухмесячный срок стал исчисляться не со дня получения исполнительного документа, а со дня вынесения постановления об открытии исполнительного производства. Т.е., другими словами, фактически увеличили срок исполнения судебного решения, минимум, на 3 дня (ч. 2 ст. 24 Закона Украины «Об исполнительном производстве»).

 

       Понятно, что такой полумерой не ограничились. Законом Украины от 10.07.2003 г.   №1095-IV ст.25 вышеупомянутого Закона еще раз подкорректировали в «нужном направлении». Теперь согласно ч. 2 ст. 25 данного Закона: 

 

«Державний виконавець зобов'язаний провести виконавчі дії по виконанню рішення протягом шести місяців з дня винесення постанови про відкриття виконавчого провадження, а по виконанню рішення немайнового характеру - у двомісячний строк…».

 

       В результате указанных изменений в Закон  Украины «Об исполнительном производстве» срок, в течение которого государственный исполнитель обязан осуществить исполнительские действия, по общему правилу,  увеличен в 3 раза: с двух до шести месяцев.

 

       То есть, государство считает нормальным,  когда судебное решение фактически не исполняется  до 6 месяцев и  государству (ОГИС) за это  уплачивается исполнительный сбор в размере 10 % (от фактически взысканной суммы) или 20 НМДГ (при неимущественном иске).    При этом,   законодательством Украины прямо предусмотрено, что  своевременное принудительное исполнение решений, предусмотренных законом,  является  задачей государственной исполнительной службы (часть 2  ст. 1  Закона Украины «Об исполнительной службе»).

      

      

 

      Статья  6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года предусматривает, что каждый имеет право на  рассмотрение судом его дела  в течение разумного срока. Думаю, что каждый вправе рассчитывать не только на рассмотрение судом его  дела в разумные сроки, но и на принудительное выполнение решения суда в разумные сроки.      

 

       То, что государство постоянно увеличивает срок принудительного выполнения решений, предусмотренных законом, говорит о том, что государство не заинтересовано в быстром и своевременном исполнении решений судов и, соответственно, - в сильной судебной власти. 

 

Продолжение следует…