Перипетия в драматургии – приём, обозначающий неожиданный поворот в развитии сюжета.

Схема драматической перипетии проста: от счастья – к несчастью, и снова – к счастью. И так раз за разом. Эта схема обеспечивает внимание зрителя и его сопереживание.

drama_1.jpg
drama_2.jpg

Вот как поясняет драматическую перипетию режиссер Александр Митта в своей книге "Кино между адом и раем", на примере:

"Приглядимся к одной хорошо известной нам драме. Ромео Монтекки с друзьями решил из озорства посетить бал семейства врагов своей семьи – Капулетти. Как вдруг (заметьте это слово) он видит незнакомку, которая воспламеняет все его чувства. Ромео счастлив.

И вдруг (еще раз заметьте это слово) он узнает, что эта девушка – дочь главного врага семейства. Она – Капулетти, их счастье невозможно. С вершины счастья Ромео брошен в пучину отчаяния.

Схема: счастье – оценка новой информации – несчастье.

Ромео не в силах бороться с охватившей его любовью. Как всякий влюбленный, он хочет видеть свою возлюбленную. И вот ночью, в тревоге от неразделенной любви, преодолевая опасность, Ромео тайно проникает в сад своих врагов, и вдруг (опять это слово) все фантастически меняется, весь мир засверкал фейерверком. Ромео слышит, как Джульетта с балкона посылает ему слова любви.

Невероятно! Но она полюбила так же сильно, как он ее. Ромео на гребне счастья.

Схема: несчастье – оценка новой информации – счастье.

Утром следующего дня с сердцем, полным любви, Ромео и ничего не знающие об этом друзья на городской площади встречают брата Джульетты Тибальда. Ромео готов любить всех, кто связан с Джульеттой. Тибальд, естественно, ведет себя как враг семьи Монтекки. Он ссорится с другом Ромео Меркуцио. Ромео пытается их примирить, но безуспешно – Тибальд пронзает Меркуцио шпагой. Меркуцио умирает на руках Ромео. Реакция Ромео мгновенна: он хватается за меч, чтобы отомстить за смерть друга. Смотрите – только что Ромео был полон любви, и вдруг (опять «вдруг») его охватывает гнев. Он мстит и убивает Тибальда. Ромео в отчаянии – он не хотел этого, но поздно – дело сделано, его выгоняют из города в ссылку. Теперь он не увидит Джульетты. Он несчастен.

Однако свет не без добрых людей. Монах Лоренцо тайно венчает Ромео и Джульетту. Они счастливы, как только могут быть счастливы молодожены в первую брачную ночь. Это горькое счастье – предстоит разлука. Но уже ничто не сможет разлучить супругов. Их связал Бог.

Как вдруг (опять «вдруг») отец Джульетты сообщает ей о помолвке и предстоящем браке с графом Парисом. Этот брак неизбежен и одновременно невозможен. Джульетта в полном отчаянии."


Во время просмотра инаугурационной речи я поймал себя на мысли, что автор речи использовал драматическую перипетию.

Вот этот момент (начиная с 6:05 до 8:12):

 

Президент говорит:

"І наше найперше завдання – припинення вогню на Донбасі. [Аплодисменты, зал аплодирует стоя]

Мене часто питали: а на що ви готові заради припинення вогню?

Дивне запитання.

А на що готові ви, українці, заради життя близьких вам людей?

Можу запевнити – задля того, щоб наші герої більше не гинули, я готовий на все. [Напряженное, почти осязаемое молчание]

І я точно не боюсь ухвалювати складні рішення, я готовий втрачати свою популярність, свої рейтинги, і якщо буде треба – я без вагань готовий втратити свою посаду, щоб тільки настав мир. [Аплодисменты]

Не втрачаючи наших територій. Ніколи!" [Аплодисменты, зал аплодирует стоя]


Зрители наблюдали драматическую перипетию: от счастья – к несчастью, и снова – к счастью.

Кстати, сторонники мира за счет утраты территорий также пережили перипетию, но с противоположным знаком.

В общем, равнодушных в этот момент не было.