В 2013 году посредством Майдана Украина сделала то, что ей не удавалось предыдущие 23 года: она оставила советское прошлое и начала делать самостоятельные и независимые шаги в направлении демократии. Казалось бы, наконец-то власть и общество нашли общий язык и общее видение будущего нашей страны. Настоящей, европейской страны. Но нет. Переходной этап «майданной» демократии, который должен был закончиться, укореняется все прочнее и превращается в норму общения.

 Правительство работает на конфронтационной модели 

Накануне ухода на каникулы Верховная рада сделала первые шаги к урегулированию проблемы «евроблях». Депутаты приняли в первом чтении законопроект о налогообложении акцизным налогом легковых транспортных средств. Событие, несомненно, важное. Но вряд ли кто-то станет отрицать, что сделано это было исключительно благодаря давлению общественности.

Власть и общество в Украине сосуществуют в двух параллельных мирах. Одни принимают законы за закрытыми дверями, вторые – пытаются подстроиться под нововведения и обвиняют власти во всех своих бедах. Так происходит пока накал недовольства не дойдет до точки кипения – тогда эти миры соприкасаются физически, с столкновениями, поджогом шин и выломанными дверями. Люди буквально сводят оба мира в одну плоскость, делая свою проблему общей с правительством.

Вышеупомянутый страйк владельцев «евроблях» – яркий тому пример. Февраль, апрель, и наконец – июль текущего года. Последний протест закончился блокированием правительственного квартала. Объявив бессрочую акцию евробляхеры потребовали отменить «репрессионное», по их мнению, постановление №479 и принять закон о доступной растаможке. К счастью, до обещанных радикальных действий не дошло – митингующие добились своего, ограничившись несколькими дымовыми шашками и легким испугом депутатов.

Коллективная мудрость 

Но самое интересное, что евробляхеры это не политическая сила, а учителя, медработники, пенсионеры, отстаивающие свои общие интересы. Они не просто собрались с плакатами под Верховной Радой.  Люди разных профессий, сообщая, сумели подготовить расчеты и альтернативные предложения.

Такую же коллективную совместную работу проводят предприниматели из разных уголков Украины, объединенные одной общей бедой - блокировкой налоговых накладных. Люди, не обладающие узкоспециальными знаниями, делая вклад в общую работу по мере возможностей, проводят сбор и анализ информации о «блокировках» по всей стране, организовали судебные разбирательства в разных городах Украины, провели общественную экспертизу ГФС и готовят законопроект.

Люди способны помогать, а не противостоять, если власть их слышит. Так почему, описанная выше, совместная работа с правительством не может проходить в мирном русле? Почему в Украине, после всего, что она прошла, так и не заработала новая модель отношений с обществом на основе электронных технологий? Тем более, что не нужно изобретать велосипед и все уже придуманно и «оттестировано» до нас.

Все 27 лет независимости Украина живёт надеждами на лучшее, которые рушатся с приходом каждого нового правительства. Нашему обществу необходимо избавиться от, пользуясь словами Уильяма Блейка, «сознательно созданных кандалов» – нашего архаичного, нерушимого представления о том, что только профессионалы обладают опытом, необходимым для эффективного управления государством.