Семечки политкультуры
Анекдот рассказали. Граница.Собака бежит из Украины в Россию. На вопрос «чего убегаешь?» отвечает, что вУкраине жить плохо, решила перебраться в Россию. Через несколько дней свыпученными глазами бежит назад. Говорит: «В Украине хоть гавкать можно!».
Не секрет, что мы все превосходноразбираемся в политике, истории, футболе и медицине. Ну, в политике – точновсе. Любая украинская бабушка, днем продающаясемечки, а вечером получающаяполитические уроки от «Путин-ТВ», запнет за пояс любого политолога. Зачемзнания, умение анализировать, политическая культура? Агитпром дяди Вовы изМосквы все расскажет и растолкует. Дикая смесь советских стереотипов, имперскогореваншизма, путинского цинизма и антизападных фобий – обычное состояние сознаниямногих и многих. Проще полететь в космос, чем сегодня как-то отфильтровать, переваритьэту идеологическую кашу. Мы изучаем в школе математику и физику, нополиткультура зачастую остается для нас «табула раса». А ее нужно прививать,как азбуку и таблицу умножения. Чем цивилизованный мир отличается отдеспотического авторитаризма или тоталитаризма? Что такое демократия, правачеловека, свобода слова, контроль гражданского общества за властью? Для многихиз нас базовые общечеловеческие ценности – «сие тайна великая есть», а при словах«демократия» и «права человека» иным согражданам хочется схватиться за гранатомет.Политическая просвещенность народа никогда не нужна была нашим властям, двадесятилетия занятых политтехноЛОХиями, всевозможным подогреваниемразобщенности.
«Лицом к лицу – лица не увидать.Большое видится на расстоянии», – прозорливо подмечал Есенин. Черезполгода после майданных событий особенно отчетливо просматривается, наскольковзрыв Майдана в своих лучших гражданских проявлениях опередил современноеукраинское время. Значительная часть общества оказалась к нему элементарно неготова и не поняла, что главным стержнем Майдана была борьба угнетенного народапротив угнетателей. Простая в общем-то идея, которая должна была бы объединитьабсолютное большинство населенияУкраины. Не объединила. Для многих грязная, липкая пропаганда «Путин-ТВ» с ее20% правды и 80% лжи оказалась достовернее реалий «за окном». У нас разныечасти общества живут в разных исторических измерениях. Одни остались в ХХ веке,в СССР, вторые – в диком капитализме 90-х-«нулевых» годов и только третьи живут«здесь и сейчас». По сути, у людей на Майдане, в Крыму, на Донбассе одно и тоже желание достойной жизни. Но вместо консолидации в борьбе за свои права видимискусственный «развод» по разные стороны баррикад. Различие в том, что однивосстали против рабства (восставший перестает быть рабом), а другие восстали зарабство и всадили нож в спину Революции достоинства.
Среди «любителей Новороссии»встречаем не только наемников, для которых, кто больше заплатил – тот и прав.Не только фанатиков, которым уютно в царстве своих грез,иллюзийи фейков.В этой среде немало вполне нормальных, порядочных людей, но наивных и напрочьзабитых оголтелыми пропагандистскими фальсификатами. Они не прочли в своейжизни ни одной книжки по политологии, не бывали нигде дальше Северодонецка или НижнегоТагила и твердо думают, что мировая цивилизация – это то, что им втюхивает путинское «министерство правды». Они не ассоциируют Путина с Муссолини иГитлером, но умудряются втискивать его в один ряд с «Вставай,страна огромная…», «Подмосковными вечерами» и Лермонтовым. Они не понимают, что свободолюбивого Лермонтова, 200-летие содня рождения которого отмечают в эти дни мыслящие люди, сегодня травили бы впутинской России, как травят Макаревича. Они не догадываются, что термин«путинизм» рискует войти в историю как разновидность фашизма.
В джунглях Бразилии недавно впервыевступила в контакт с цивилизацией некая группа индейцев. Вот и мы похожи на техиндейцев, умудряемся жить изолированно от цивилизации. Цивилизованный мир живетсвоей жизнью, мы – своей. При этом нередко считаем себя «всех милее, всехрумяней и белее». Антиевропейское мышление зашкаливает даже у некоторых вполневроде бы интеллектуально продвинутых субъектов. Сила привычки, традиций, с детства знакомыхатомов бытия оказывается чрезвычайно действенным средством от европейских ценностей.Петр I отправлял за границу учиться, Петру Порошенко неплохо бы отправлять заграницу хотя бы смотреть мир и впитывать, чем он отличается от Украины и темболее от путинской России. «Лучше один раз увидеть…».
Что зарубежье? У нас даже о другихрегионах своей страны знают не больше, чем об Африке. И страхов не меньше, чемперед Африкой. В Донецке боятся Львова, во Львове боятся Донецка. Это как уЧуковского в «Бармалее»: «Африка ужасна, да-да-да! Африка опасна, да-да-да! Неходите в Африку, дети, никогда!». Независимой Украине 23 года, в это время уже вуззаканчивают, а многие из нас, похоже, все еще ходят в детский сад. Постатистике 35% (!) населения Украины никогда не выезжало за пределы своейобласти. Явно не помешает, если государство возьмет на себя функции «свахи» инаучиться знакомить своих граждан с другими регионами.
Здоровая политкультуранужна стране, как воздух. Это не абстрактная «наукаради науки», а более чем прикладная сфера. Если бы в нашем общественном сознаниибыло «all inclusive», как в турецких гостиницах, то сегодня было бы гораздоменьше жертв войны. Да и самой войны бы, вероятно, не было. Любой агрессор стораз подумает, стоит ли нападать на политически просвещенную страну, спаянную общими ценностями и в которой нет места вредным политическим фаст-фудам.