Реформирование ДАБИ превращается в многострадальную летопись
О реформе ДАБИ объявили в марте 2020 года, когда было принято постановление КМУ №218 и №219 о ликвидации ДАБИ и создании новых органов, а также остановлено действие постановления КМУ №553.
Завершить реформу Правительство планировало осенью 2020. На практике громогласные заявления о создании новых ДАБИ так и остались пустым звуком. А реформа продолжает реформировать базовую отрасль и конец этого бесконечного процесса все еще «за горами».
Напомню, что основной идеей реформирования ДАБИ в 2020 году было искоренения коррупции. Для чего вместо одного органа планировали создать три: Государственную сервисную службу градостроительства, Государственную инспекцию градостроительства и Государственное агентство по техническому регулированию в градостроительстве.
В 2021 году наступил очередной виток реформы. Теперь основной идеей проведения общенациональной реформы градостроительства является создание прозрачной, эффективной системы управления в строительной сфере.
Очередная озвученная дата финиша реформирования – май/июнь 2021 года. Именно на этот долгосрочный период запланировано рассмотрение окончательного законопроекта по реформе. Можно предположить, что закон будет принят впопыхах, дабы не задерживать депутатов на рабочих местах накануне сезона отпусков и парламентских каникул… Пока же, для ускорения реформаторства, инициативу в свои руки взял КМУ.
Для реализации запланированных изменений, было принято Постановление Кабмина от 29 марта 2021 № 303, которым изменен порядок осуществления архитектурно-строительного контроля. Согласно этому документу, ДАБИ продолжает осуществлять полномочия и функции до завершения создания Государственной инспекции архитектуры и градостроительства (ДИАМ).
Внесены также изменения в Порядок наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности и Порядка принятия в эксплуатацию. Для вновь установленного Порядка осуществления архитектурно-строительного контроля, приводится список вопросов, подлежащих проверке, уточняется понятие «Плановая и внеплановая проверки», внедряется перечень критериев, согласно оценке которых определяется периодичность проверок.
Помимо процедурных изменений и нововведений, «знаковым» Постановлением отменена необходимость проведения профессиональной аттестации таких ответственных исполнителей отдельных видов работ как исполнитель работ (прораб), главный государственный инспектор, главный инспектор строительного надзора и другие должностные лица, выполняющие функции по осуществлению государственного архитектурно-строительного контроля.
Далее, для наделения реформаторских полномочий новый ДАБИ-органа – ДИАМ официально внесен в перечень органов лицензирования, а именно строительство объектов по классу последствий (ответственности), которые относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями.
В полномочия ДИАМ также добавлено: выполнение разрешительных и регистрационных функций в строительстве в определенных законодательством случаях. Выдача разрешений на выполнение строительных работ, регистрация сообщений о внесении изменений в них, а также отказ в выдаче таких разрешений. Теперь ДИАМ будет принимать в эксплуатацию объекты либо отказывать в выдаче деклараций о готовности объекта к эксплуатации.
По мнению чиновников, именно эти изменения должны гарантировать построения качественной системы государственного контроля и надзора градостроительной сферы. Вместе с тем, это Постановление является лишь одним из этапов многострадальной реформы ДАБИ. Следующие шаги – это принятие градостроительного законодательства, внесение изменений в Уголовный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно усиления ответственности в сфере градостроительной деятельности и пр.
Как видим, процесс реформаторского видоизменения ДАБИ не просто затянулся, а застопорился во времени и в концепциях нововведений. Что произошло в силу ряда обстоятельств: чрезмерное количество «ответственных» участников процесса, несоответствие законодательной базы, провальные кадровые решения, превратившие реформу в эпическую летопись, основную идею и предполагаемые изменения которой чиновники все никак не согласуют между собой.
До тех пор, пока реформаторы недореформируют профильное строительное Министерство до ведомства с четкой вертикалью ответственности, которое будет защищать представителей строительной отрасли и на всех уровнях отстаивать интересы и права застройщиков и инвесторов, до тех пор новые концепции проводимой реформы будут лишь отсрочкой реальных эффективных изменений. Пока же строительная сфера все еще нуждается в четкой структуре и механизмах функционирования.