Коррупционный доход чиновников в открытом доступе
Говорим о статистике
Видимые цифры статистики строительного рынка указывают на масштабные державные аферы для обеспечения себе контроля над бюджетными финансовыми потоками в строительстве. Логика процесса проста: если где-то что-то убывает, значит где-то это прибывает.
Сравним показатели 2017 года в отношении к 2020 году сразу по трем направлениям: по вводу в эксплуатацию, по капиталовложениям и по материалоёмкости.
Первое полугодие 2020 года, с точки зрения статистики, стало провальным для отрасли. Если рассматривать только Киев и Киевскую область, то в столичном регионе введено в эксплуатацию в четыре раза меньше жилья, чем было введено за этот же период в 2017 году. Если смотреть по объему капитальных вложений, то показатели 2020 года по отношению к 2017 уменьшились всего на 12.8 %. Если смотреть данные Всеукраинского союза производителей стройматериалов, то фактический сбыт строительных материалов уменьшился на 50%.
Для более глубокого анализа, показывающего происхождение источников финансирования, надо учитывать, что новое строительство в общем объёме капиталовложений в 2020 году составило всего 46%, в то же время ремонты и реконструкции первого полугодия 2020 года в общем объеме капвложений составили 54%. Учитывая, что ремонты и реконструкции в нашей стране на 90% осуществляются за счет бюджетных средств – это дороги, уставшие мосты, и прочее, – вес ремонтов в денежном выражении к общему объему капвложений никогда не превышал 10-12%. Чтобы иметь к использованию одну гривну, попавшую в местные бюджеты в виде налогов, нужно вложить в реальный сектор экономики не менее 100 гривен и продать свой товар не менее чем за 120 гривен.
Что нужно знать о ремонтах?
Для проведения ремонтов составляются дефектные акты, на основании которых разрабатывается смета, которая проходит экспертизу только на предмет правильности применения расценок. Как правило, проект на ремонтные работы не делается и поэтому объемы работ, не отраженные проектной документацией, по факту проверить невозможно. Можно предположительно проконтролировать только виды работ. Дефектные акты составляются комиссией и, как вы уже поняли, утверждаются голосованием. В дефектных актах не ставят задач для экспертов по проверке объемов в поле их сверки с объемом работ по факту их выполнения, в результате такого подхода к составлению дефектных актов, завышение объёмов работ иногда столь существенно, что ремонты и реконструкции обходятся дороже, чем строительство таких же новых объектов. В тоже время, если проверить объем оплаченных трудозатрат и объемы, используемых, реально оплаченных и завезенных строительных материалов, то показатели материалоемкости по факту значительно уменьшаются.
Проверка – кропотливый, но несложный процесс и он приводит к выводу, что ремонты являются источником нетрудового обогащения для чиновников, поэтому им выгодней ремонтировать, а не создавать новое.
В новом строительстве невозможно украсть! Крадут только фунты, готовые сидеть. В новостроях есть четкий проект, в котором четко просчитана материалоемкость, объёмы работ, расценки, а это, как мы уже поняли, чиновникам не интересно. Вот и весь секрет цифр строительной статистики.
Если где-то убывает, то где-то прибывает
Если в 2017 году за 6 месяцев в столичном регионе было освоено 20 000 000 000 грн. капиталовложений, то понимая, что материалоёмкость в стройке не менее 50%, и в общей сумме это стоит 10 000 000 000 грн., можно легко проанализировать эффективность использования капвложений за 2020 год.
В 2020 году объем капиталовложений упал на 12,8 %, т.е. до 17 440 000 000 грн., а потребление строительных материалов снизилось на 50%, т.е. до 5 000 000 000 грн., в этом случае и стройка должна была снизиться тоже на 50%, а это всего 10 000 000 000 грн., но не снизилась. Мы можем смело арифметически вычислить, что объем непонятного использования бюджета за 6 месяцев 2020 года не менее 7 000 000 000 грн.
Я давно говорю о необходимости централизованного контроля в строительной отрасли, который включал бы в себя весь спектр показателей, как это было до 1992 года, и о том, что он должен быть сосредоточен в одной структуре, ответственной за развитие отрасли и защиту её участников, и что такой структурой может быть только Министерство строительства Украины.
На практике мы видим децентрализацию не известно под какие функции и цели. Видим псевдо реформирование строительной отрасли, из которой делают инкубатор для приумножения неквалифицированных чиновников высшего ранга. Нельзя считать реформой процессы, где вместо одного государственного органа делают два, а затем вместо двух создают четыре бесфункциональных государственных органа. Все четыре структуры подчинены напрямую КМУ, полностью оторваны от властной вертикали самого профильного Министерства, которому государством отведена роль пассивного наблюдателя за деятельностью самостоятельных структур, регулирующих государственную политику в области градостроительства, развития и организации территорий под свои интересы.
На мой взгляд, основной функцией Министерства должна быть защита участников строительной отрасли; без такой защиты отрасль как дойная корова, говно убирать некому, а молоко пьют все.
«ТРИДАБИРЕФОРМА» приведет к увеличению коррумпированности чиновников в тройном объеме, а создание частного сообщества, как предлагает офис реформ, – профанация. Если добавить в нашу реформатрицу, предложенную специалистами из солнечной Грузии, австралийских аборигенов и новозеландских маори, опыт которых уже ставят в пример нашим зодчим, то реформационный замес будет круче, чем в сточных каналах.
Еще раз повторюсь, ответственность за строительную отрасль должна быть единой, и управляющая вертикаль тоже должна быть единой! Не должно быть ни региональных конкурсов, ни региональной политики в области строительства без доминирования главного органа контроля государственной политики в градостроительстве – Минстроя, иначе хаос и профанация развалит страну.
Почему?
Да потому что все это порождает бесхозяйственность и хищение в колоссальных масштабах.
Если же говорить об основной миссии отрасли - создании базовых активов, то это очень сложные и дорогостоящие процессы, создание которых без адекватной кредитной политики державы невозможно. Высокая стоимость и долгий срок создания строительного товара – очень большая ответственность для застройщика любой величины, и эту ответственность вместе с застройщиком должно делить государство, а не офисы упрощённых идей.