Методики современных рейдерских захватов и способы противодействия
Рейдер – это налетчик. В английском языке словом raider классифицировали бандитов, захватывавших торговые суда. В нашем понимании это банальный «гоп-стоп»: было вашим – стало нашим. Банды основоположников рейдерства – это симбиоз бандитов и клерков торговых предприятий, продававших им информацию о товаре в трюмах торговых судов и их маршрутах. Власть жестко боролась с рейдерами, понимая весь вред этого явления для экономики. Их расстреливали и вешали сразу после поимки, а незаконно захваченное имущество возвращали пострадавшим.
В мире цифровых технологий суть рейдерства не изменилась: рейдеры все так же захватывают плоды чужого труда. Сегодня это компании, их активы, имущество и земли. Рейдерство обогащает мошенников и чиновников, разрушая целые отрасли промышленности на общегосударственном уровне.
Бандиты (в традиционном понимании этого слова) отошли на третьи роли. Информацию об активах компаний и перспективах их развития рейдеры получают из минюстовских баз, через «черных регистраторов» или от чиновников-инсайдеров. А затем планируют глобальное, локальное, отраслевое или мелкое местечковое рейдерство через юридические компании. Персонал этих компаний состоит из бывших чиновников, силовиков, военных, судей, глав государственных администраций. И работают они в тесном содружестве с действующими работниками правительственных структур. Сегодня стерлось понятие коллективного благополучия. Все свелось к воровству и индивидуальному обогащению. В ущерб нации, народу, государству.
Каковы методики современных рейдерских захватов?
Вариант №1. Если у вас есть опыт, авторитет, вы решительны, умны и успешны
ШАГ 1. По классике жанра, с вами познакомятся коммуникабельные люди, с которыми у вас будет много общих знакомых. Они вам расскажут массу историй с участием множества авторитетных людей, которые, по их словам, готовы решить для них любой вопрос, а затем как бы невзначай предложат сотрудничество по совместному инвестированию ваших или каких-то новых проектов.
При этом условием совместного инвестирования будет вхождение соинвесторов в долю предприятия.
Если вы отказываетесь от переуступки доли своей компании, вам предложат использовать принадлежащий соинвесторам финансовый инструмент – компанию по управлению активами (КУА) с чистыми венчурными фондами (ВФ).
Если же вы отказываетесь от разделения доли своей компании и от инвестирования проектов через ВФ в чужую КУА, то вам предложат инвестиционный договор с разделением долей в натуре; предложат не тратиться в инвестируемом проекте, а взять выгодный кредит, но в связи с тем, что у совместной компании, созданной вами под проект, нет истории и активов, кредит предложат оформить на вашу компанию, но под гарантию соинвесторов.
ПОМНИТЕ: для рейдеров главное – влезть, не затратив «живых» денег; их цель – иметь официальное отношение к вашему предприятию или проекту.
ШАГ 2. Совместное инвестирование обяжет вас обсуждать этапы и сложности продвижения проекта. В ходе этих разговоров вы должны четко понимать, что делитесь информацией с возможным инсайдером, а не партнером.
Инсайдер начнет доплачивать контролирующим органам за усиление контроля над вами, объясняя это беспокойством о «своих» деньгах; он будет всем проникновенно рассказывать, что вы якобы втянули его деньги в свой проект на непонятных условиях, при которых «дополнительный контроль не помешает».
Эта информация расползется между предпринимателями и государственными клерками, сделав вас в глазах бизнес-сообщества и контролирующих органов меньше вашего инсайдера в вашем же предприятии.
Помимо того, инсайдер будет знакомиться с депутатами, силовиками, местной властью и общественными деятелями якобы для получения информации о вас, как о человеке, который мошенническим путем убедил его вложиться в свой бизнес; мол, чтобы не потерять деньги, ему нужна помощь – комплексная проверка предприятия под любым предлогом, и, конечно, он готов это оплачивать.
При этом о проверках, которые будут проводиться у вас, узнают все, а местная власть и силовые структуры начнут активно в ней участвовать. И те и другие захотят ослабить вас своей «бескорыстной помощью».
Также у вас начнутся судебные тяжбы с контролирующими органами, силовиками и местной властью, которые вы будете вынуждены обсуждать с вашим партнером-инсайдером, который станет снабжать проверяющих вашей частной информацией, продолжая усиливать свою позицию среди местечковой элиты, ведь в случае «выявления вашей непорядочности» лучшее, что он может сделать для успешности проекта, – это разделить вашу долю в вашем же предприятии между теми, кто ему активно помогал…