Большинство терминов Европейской Конвенции имеет свое автономное значение. Суд, вынося решения, создавая тем самым свою практику, наполняет эти термины своими значениями, которые могут отличаться от понятий, определенных национальным законодательством.

В этом посте я обрисую образ «жертвы», исходя из его автономного значения, определенного Европейским судом.

Концепция «жертвы» не требует обязательного наличия телесных повреждений.

Термин «жертва» должен интерпретироваться в свете условий современного общества, и применяться без излишних формальностей.

 

Непосредственная жертва

Рассматриваемое Судом деяние должно оказывать непосредственное воздействие на заявителя, хотя иногда Суд может принять жалобу от «потенциальной жертвы», т.е лиц, которые не могут жаловаться на прямые нарушения (например в делах об экстрадиции, прослушивании телефонных разговоров и др.). Несмотря на это, одной лишь гипотезы или подозрения не достаточно для получения заявителем статуса жертвы. Он также не будет жертвой в том случае, если он несет ответственность за предполагаемое нарушение.

 

Косвенная жертва

Косвенной жертвой может быть признано лицо, которое непосредственно связано с жертвой нарушения (например, родственник покойного, пропавшего без вести и т. п.).

Однако, акционеры компании, кроме исключительных случаев,  не могут считаться жертвами нарушения прав их компании в отношении права на мирное владение своим имуществом (статья 1 Протокола № 1 к Конвенции).

 

Смерть жертвы

Смерть жертвы не означает автоматического исключения дела из реестра Суда. Близкие родственники и наследники, в принципе, могут обратиться в Суд с ходатайством о продолжении рассмотрения дела. Суд продолжит рассмотрение дела и после смерти жертвы только в случае целесообразности для целей защиты прав человека.

 

Потеря статуса жертвы

В течение всего разбирательства в ЕС заявитель должен быть способен подтвердить свой статус жертвы. Многие дела были исключены из списка, поскольку заявитель потерял статус жертвы в связи с урегулированием спора на национальном уровне. Тем не менее, смягчение приговора или принятие мер в пользу заявителя может лишить лицо статуса жертвы, только если это сопровождается явным или существенным признанием нарушения, а затем адекватным возмещением.

Таким образом, статус жертвы может зависеть от размера возмещения, присужденного национальными судами и эффективности средств правовой защиты, способствовавших получению компенсации.